Исследования ученых Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) показали, что вероятность существования бозона Хиггса, также известного как частица Бога, соответствует 5 баллам по шкале «Сигма», что соответствует статусу научного открытия.
Заявление об этом сделал представитель проводящей эксперименты группы ученых «Си-эм-эс» (CMS) Джо Инкандела на семинаре, проходящем в эти часы в штаб-квартире ЦЕРН. «Речь идет о предварительных результатах, но мы думаем, что они значительны», — отметил он.
Факт открытия частицы, которая, согласно стандартной модели физики, создала всю массу Вселенной, признают и британские физики. «Я могу подтвердить факт обнаружения частицы, соответствующей теории бозона Хиггса», — прокомментировал сенсационное открытие исполнительный директор британского Совета по науке и технологии Джон Уомерсли на пресс-конференции в Лондоне.
Доказательство существования так называемой частицы Бога станет недостающим звеном в теории об устройстве Вселенной, принятой большинством ученых. Согласно этой версии, Вселенная возникла под влиянием поля Хиггса, которое придает материи массу.
Это поле невозможно уловить приборами, и единственным доказательством его существования должно стать открытие бозона Хиггса. Как считают физики, после Большого взрыва, положившего начало Вселенной 13,7 миллиарда лет назад, сила, порождающая бозон Хиггса, дала начало образованию галактик, звезд и планет из изначального хаоса.
«Бозон Хиггса нужен нам, чтобы объяснить, что такое масса. Но на самом деле мы нуждаемся в нем, чтобы понять Вселенную, — объясняет мотивы ученых физик элементарных частиц из Ливерпульского университета Тара Ширс. — Не будь у частиц массы, не было бы звезд, галактик и даже атомов. Открытие подтвердит, что мы применяем правильный подход, чтобы понять и объяснить Вселенную».
ВИДЕО «ВЕСТИ-24»
Открытие бозона Хиггса – это одна из главных целей, ради которой строился грандиозный Большой адронный коллайдер (БАК, или по английски – LHC). Это не просто самая большая машина, созданная человеком, – гигантское кольцо длиной почти 27 км, с 9300 магнитами, омываемыми сначала 10 000 тонн жидкого азота, а затем и жидким гелием.
БАК – это уникальный объект не только на Земле, но и в Солнечной системе, и в галактике. Воистину, человек создал то, чего нет в данный момент в нашей части Вселенной. В частности, внутренности коллайдера – это самое пустое место в нашей части галактики. Никакой космос не сравнится с этой пустотой: давление там в 10 раз меньше, чем давление воздуха на Луне, где, как известно, воздуха нет (точнее – почти нет).
Он же, с одной стороны – самое горячее место в Галактике: при столкновении пучков частиц генерируется температура в 100 000 раз больше, чем в середине Солнца, а это – сотни миллионов градусов. Что уж там какие-то чахлые атомные или водородные бомбы…
Одно счастье, что эта температура реализуется в столь малом объеме, что и представить его невозможно. И при этом, чтобы регистрировать результаты этих микровзрывов детекторы коллайдера охлаждены до температуры минус 271,3 градуса Цельсия – такого холода нет в открытом космосе даже между звезд, и при такой температуре электрический ток, однажды запущенный в цепь, движется в ней бесконечно.
Чтобы можно было организовать эти сверхгорячие взрывы, пришлось разогнать частицы до самых высоких скоростей – 99,9999991% от скорости света. А чтобы обработать весь фантастический объем информации, потребовалось построить уникальную Сеть, которая анализирует информацию, которая не уместится и на 1 700 000 двойных DVD, а именно, емкостью 15 млн гигабайт в год. Сеть распределяет работу по различным центрам обработки информации во всем мире.
Над этим фантастическим проектом трудились и трудятся ученые, инженеры и рабочие более чем из 100 стран мира. Всего в проекте занято более 10 000 человек.
Россиянину, очевидно, будет интересно узнать, что во всех основных детекторах используются изделия, созданные российскими учеными более чем из десятка научно-исследовательских учреждений и производств.
Россияне изготавливают калориметры, трекинг-детекторы, изделия точной механики, тяжелые установки. По разным данным, непосредственно в проекте работает 700 российских специалистов, а объем заказов на изготовление деталей превышает $120 млн. Одних только датчиков-кристаллов завод «Северный кристалл» в кооперации с Курчатовским институтом в Апатитах сделал более 12 000 штук. По сути – это и есть «детекторы Бога», с помощью которых и ловят бозон Хиггса.