Официальный Смольный пока хранит молчание. Сам Лобко для комментариев также недоступен: во вторник он отбыл в очередной отпуск.
Политологи обсуждают перспективы ухода главного петербургского администратора с гораздо большей охотой. Они уверены, что Матвиенко ни при каких условиях не выступила бы за отставку Лобко, поэтому если он и покинет Смольный, то только по собственному желанию.
За все годы правления Матвиенко в Петербурге «увольняли» почти всех вице-губернаторов, и чаще всего – саму главу города, но ни разу не возникало сомнений в непоколебимости позиций Лобко. Считалось, что если первый зам и уйдет, то только вместе с начальницей.
Кроме того, в резиденции городского правительства считают, что против главы города развернута информационная кампания: СМИ массово обсуждают градостроительные ошибки Матвиенко, а недавно наступили на самую больную мозоль – стали широко обсуждать девелоперский бизнес губернаторского сына Сергея.
Мнения экспертов
Политолог Артемий Смирнов считает, что «пятую годовщину пребывания в Смольном Валентина Матвиенко встречает в обстановке, никогда доселе не носившей столь нервного характера». «Помимо разговоров о возможности скорого ухода наиболее близкого к ней заместителя здесь и информация о грядущей отставке одного из вице-губернаторов, отвечающих за хозяйственный блок; активный информационный накат на губернаторских близких, а также – будто бы имеющаяся неопределенность во взаимоотношениях хозяйки Смольного с новым главой государства и его супругой», – сказал Смирнов.
Политтехнолог Владимир Васильев полагает, что Лобко как раз не бросил бы начальство в беде: «Даже если гипотетически предположить ослабление и скорый уход Матвиенко, Лобко не позволил бы себе бежать с корабля – старая закалка». Васильев, однако, подозревает, что отношения Смольного с федеральным центром все же изменились. «Допускаю, что из-за корректировки общего расклада сил столица намерена для усиления контроля усадить на место Виктора Николаевича еще одного «своего человека», – предположил Васильев.
Однако политический психолог Евгения Флерова полагает, что Пушкин вполне подойдет Лобко: «Если уход главы администрации губернатора действительно состоится, то очевидно, что он страхуется от бесперспективности своего положения.
Место в «Царском Селе» для него – идеальная ниша. Лобко – человек деятельный, ему постоянно нужно кого-то организовывать». Ей вторит политпсихолог Александр Ершов: «Реальный вес нынешней номенклатуры в регионах меряется не формальным статусом, а «близостью к телу». Это как раз тот случай, когда чиновник сможет пожить в свое удовольствие, сохраняя прежнее влияние».
СПРАВКА: Виктор Лобко знаком с Валентиной Матвиенко почти 40 лет. Их карьера развивалась в партийных органах Ленинграда, причем поначалу нынешний губернатор Северной столицы ходила в подчиненных «старшего товарища».
В начале 80-х Матвиенко стала преемницей Лобко на должности первого секретаря Ленинградского обкома КПСС. В 1986–1988 годах он был секретарем ЦК Узбекистана – как раз в тот период, который потом подвергся расследованию по знаменитому «делу Гдляна-Иванова».
Пиком карьеры Лобко стала должность заведующего сектором партстроительства и кадровой работы ЦК КПСС. До возвращения Матвиенко в современный Петербург Лобко поработал на железной дороге и заместителем начальника канцелярии губернатора Владимира Яковлева.
Во время правления Матвиенко ее зам прославился громким скандалом: Уставный суд Петербурга признал незаконным существование его ведомства как отдельного юридического лица.
Считается, что реальной причиной решения был конфликт вице-губернатора с председателем Уставного суда, деканом юрфака и научным руководителем Дмитрия Медведева Николаем Кропачевым.
Суд, несмотря на высокие связи, разогнали, а его решение не было выполнено. Однако теперь Кропачев стал ректором альма-матер двух последних российских президентов – Петербургского госуниверситета.