Выставка «Из России: французские и российские шедевры живописи 1870-1925 годов», которая должна открыться в Королевской академии искусств в Лондоне в январе, может не состояться, если британская сторона не даст твердых гарантий по возвращению шедевров из собрания Эрмитажа обратно, сказал РИА Новости в среду директор Государственного Эрмитажа Михаил Питровский.
«Если гарантии, предоставленные британской стороной, наши юристы сочтут недостаточными, то выставки не будет», — заявил он, комментируя публикации в британских СМИ, согласно которым ряд полотен может не вернуться в Россию, так как на них предъявляют претензии наследники дореволюционных владельцев и британские компании, имеющие российских должников.
Ситуация обострилась из-за требований внука коллекционера Сергея Щукина Андре-Марка Делок-Фурко, который может начать добиваться конфискации наследственного имущества во время демонстрации выставки в Лондоне.
«Если говорить по существу, то коллекция давно национализирована и является собственностью России», — отметил директор Эрмитажа.
Претензии внука Щукина он называет «его личной рекламной кампанией».
Питровский надеется, что в Великобритании еще до открытия выставки будет принят закон, который «даст систему гарантий от ареста». По его словам, проект этого закона уже подготовлен.
Пока же, говорит директор Эрмитажа, британское правительство выработало норму гарантий по возвращению полотен обратно, которая «более или менее» удовлетворяет музей, часть экспонатов которого демонстрируется сейчас в Эрмитажных залах лондонского Сомерсет-Хауса на выставке «Франция в России: Мальмезонская коллекция императрицы Жозефины».
На выставку «Из России: французские и российские шедевры живописи 1870-1925 годов», которая должна открыться 26 января, четыре главных российских музея (ГМИИ им. Пушкина, Третьяковская галерея, Эрмитаж и Русский музей) должны прислать шедевры Ван Гога, Гогена, Ренуана, Сезанна, Пикассо, Кандинского, Малевича, Петрова-Водкина и других художников. Сенсацией выставки должен стать «Танец» Матисса, заказанный в 1909 году Сергеем Щукиным.
Аналогичная выставка (правда, под другим названием, — «Здравствуй, Россия» (Bonjour, Russland) проходила этой осенью в музее Кунст Палас в Дюссельдорфе.
Скандалы вокруг ареста живописных шедевров из российских музеев уже имели место в недавнем прошлом.
В 2005 году в Швейцарии арестовали 54 картины из ГМИИ им. Пушкина по иску фирмы «Нога» к российскому правительству. Среди конфискованных полотен были картины Николя Пуссена, Клода Лоррена, Пабло Пикассо общей страховой стоимостью в 1 миллиард долларов. Арест был снят специальным решением швейцарского правительства, и все картины в целости и сохранности вернулись в Россию.
Кроме того, внук знаменитого дореволюционного коллекционера и мецената Сергея Щукина Андре-Марк Делок-Фурко, проживающий во Франции, с конца 1990-х годов подал несколько исков в суды Парижа, Рима и Лос-Анджелеса с требованием вернуть ему часть коллекции деда, которая после революции была национализирована и поделена между ГМИИ им. Пушкина и Эрмитажем. Особенный интерес у наследников вызывал «Танец» Матисса.
Иски наследника Щукина не были удовлетворены, а полотна, выставлявшиеся в Италии, Франции и США, вернулись обратно благодаря правительственным гарантиям.