Из-за кризиса ликвидности темпы роста автомобильного рынка могут снизиться, в таком случае замедлит рост и рынок автокредитования.
По различным оценкам участников рынка, сегмент автострахования сейчас занимает около половины рынка розничного страхования. Падение платежеспособности населения и кредитный кризис приведут к тому, что страховые услуги станут менее востребованы. Особенно это коснется страхования новых автомобилей низкого ценового сегмента.
Доля машин, продаваемых в кредит, напрямую зависит от цены этих автомобилей. Зависимость при этом обратно пропорциональная: чем дороже машина, тем чаще она покупается за наличный расчет. По оценкам ООО «Росгосстрах — Северо-Запад», в премиум-сегменте доля кредитных авто не превышает 30%. В сегменте массовых автомобилей она может доходить до 80%.
«В нашем портфеле большая доля дорогих автомобилей, около 1/3, поэтому пока мы не чувствуем влияния кризиса, возможно, для их владельцев ситуация не столь критична», — говорит Алексей Образцов, директор управления маркетинга Северо-Западного дивизиона «Ренессанс страхование».
Кризис непосредственно коснется и тарифов на каско. Рынок кредитов сузится, а значит, обострится конкуренция и комиссии посредникам могут вырасти. Зато в выигрыше, видимо, окажутся компании, работающие в сегменте прямого страхования. «Страховщики пересмотрят тарифы, если затянувшийся кризис повлияет в ту или иную сторону на стоимость запчастей или нормо-часов в автосервисах», — отмечает Максим Кондрашов, заместитель генерального директора СОАО «Регион».
«Автогражданка» также ощущает последствия кризиса. Так, президент Российского союза автостраховщиков Андрей Кигим выступил за очередной перенос введения европротокола и прямого урегулирования убытков по ОСАГО с 1 марта 2009 г. на более поздний срок.
«Со стороны государства вполне логичным выглядит решение повременить и посмотреть, кто из оставшихся на рынке компаний будет способен соблюдать нормы закона по прямому урегулированию, — считает Дмитрий Фельдман, генеральный директор СОАО «Регион». — Ситуация с платежеспособностью розничных страховых компаний может быстро изменится. Прямое урегулирование — очень мощный инструмент в арсенале сильной компании для привлечения большего количества клиентов. Единственная загвоздка — в самом понятии «сильная компания»: испытание на прочность через «естественный отбор» придется пройти всем».
В «Ренессанс страховании» говорят о том, что перенос этих сроков также обусловлен отсутствием необходимой инфраструктуры (единая система оценки ущерба, расчетный центр, берущий на себя организацию взаиморасчетов между страховщиками, и т. д.), сообщает dp.ru.