1 ноября вступил в силу закон о создании реестра «сайтов с информацией, запрещенной к распространению на территории России». Еще этот закон называют «закон о внесудебном закрытии сайтов». Полномочия по ведению реестра в конце октября официально получил Роскомнадзор.
Интернет-версия реестра размещена по адресу zapret-info.gov.ru. Пользователям предоставляется возможность не только проверить наличие какого-либо потенциально опасного ресурса в базе данных Роскомнадзора, но и сообщить властям о подозрительном сайте с помощью специальной формы.
В первые часы работы интернет-реестра захлестнул поток ложных заявок. «Это нельзя назвать хакерской атакой, был резкий рост потока заходов на сайт и заявок. Но сайт реестра справился и работает стабильно», — рассказал сотрудник Роскомнадзора в интервью РИА Новости.
За первые сутки работы на сайт zapret-info поступило более 1,7 тысяч заявок на внесение страниц в «черный список». Из них около 700 было отклонено, говорится в сообщении.
«Шесть заявок получили экспертное заключение, подтверждающее наличие детской порнографии, — заявили в Роскомнадзоре. — Соответствующим провайдерам хостинга направлены уведомления».
Если через двое суток провайдер не заблокирует запрещенный контент, в реестр внесут IP-адреса сайтов, а операторам связи направят уведомления о необходимости блокировки.
«Мы надеемся, что блокирование по IP-адресам будет производиться только в самых крайних случаях», — сказал РИА Новости представитель Роскомнадзора Владимир Пиков.
Тем временем гражданские активисты высказывают опасения, что закон может быть применен для подавления свободы слова.
К ним, но по другому поводу, присоединился премьер-министр России. Дмитрий Медведев усомнился в эффективности законопроекта, принятого для борьбы с вредной информацией в Рунете. Об этом Медведев заявил на встрече с активом «Единой России» 30 октября.
Премьер заявил, что считает необходимым создать мировые принципы работы в Сети, которые бы содержали «нежелательные вещи». К таким вещам, которые находятся вне закона во всех странах, Медведев отнес пропаганду наркотиков и педофилию.
При этом премьер заметил, что принятый в России законопроект ничем не хуже, чем аналогичные нормы и судебные решения в других странах, но ему еще предстоит доказать свою состоятельность. «Я полагаю, что эффективность этого законопроекта будет не очень высокой. Если я ошибусь, то тоже хорошо», — отметил Медведев.
Речь идет о том, что ограничивая что-то в Рунете, власти России никак не могут повлиять на сайты, находящиеся вне российской юрисдикции, и любой сайт, запрещенный в РФ, может переехать за границу.
Эксперт Антон Носик по поводу нового закона отмечает, что он никого не обязывает заниматься пополнением «черных списков» Рунета.
«Поэтому мы на сегодняшний день не можем знать, найдутся ли желающие заниматься этим мартышкиным трудом, сколько их будет, и сумеет ли Роскомнадзор сколько-нибудь оперативно обрабатывать доносы от всех желающих.
Теоретически нынешняя процедура позволяет любому неленивому хулигану полностью парализовать работу не только Роскомнадзора, но также Роспотребнадзора и ФСКН, потому что оба эти ведомства, согласно утвержденному правительством регламенту, обязаны в течение суток направлять связистам письменные отзывы на каждый относящийся к их компетенции донос.
Вообще, постановление правительства от 26 октября, описывающее процедуру пополнения реестра, является довольно любопытным документом, — пишет далеее Носик, — там, в частности, прописана идиотическая процедура изготовления копий запрещенной информации, заверенных «должностным лицом уполномоченного органа».
То есть посещение чиновниками, принимающими решение о блокировке, того сайта, который им предлагается запретить, в процедуру не входит. К чему подобное рассмотрение Интернета на бумаге может привести, хорошо видно из Федерального списка экстремистских материалов Минюста РФ. Там, как известно, фигурируют не только имена файлов, полностью исключающие возможность их идентификации (например, 1.jpg), но и интернет-адреса в формате URL, которых не существует и никогда не существовало в природе.
В частности, никогда не существовавший в природе ролик с идентификатором 13tGNNZWESU на хостинге YouTube поочередно признавали экстремистским три районных УВД, две прокуратуры, два районных суда (в Самаре и Комсомольске-на-Амуре) и один краевой (в Хабаровске). По факту размещения этого ролика райсуд и крайсуд поочередно выносили решение о блокировке всего сервиса YouTube целиком.
Естественно, самого ролика никто из людей, принимавших решение по этому делу, не видел в глаза. Видимо, чиновники Роскомнадзора, которым предстоит рассматривать доносы от граждан, поданные через сайт zapret-info, тоже не планируют утруждать себя такими глупостями, как проверка самого факта существования контента, указанного в жалобе, по тому адресу, который сообщил заявитель. Главное — чтобы «должностное лицо уполномоченного органа» поставило автограф. А там уж трава не расти», — заключает Антон Носик в записи в своем блоге.
Пиратская партия России, выступающая за свободу распространения информации в интернете, в четверг объявила, что обеспечит всем желающим доступ к сайтам, которые, по мнению «пиратов», будут несправедливо заблокированы по новому закону, сообщает ВВС.
Ссылки, по которым можно будет зайти на эти страницы, Пиратская партия будет размещать на специально открытом сайте «РосКомСвобода».
Международная правозащитная организация «Репортеры без границ» сожалеет о создании в России реестра онлайн-ресурсов с запрещенными данными и призывают российские законодательные органы пересмотреть ряд законов, посягающих, по их мнению, на свободу информации.
«Несмотря на многочисленную критику этого закона, приходится констатировать отсутствие какой бы то ни было государственной воли прояснить противоречивые нормы и исключить из них нарушающие свободу аспекты», — говорится в сообщении организации.