«Идея фильма пришла ко мне в Санкт-Петербурге, где я встретил человека, который был настоящим душкой. Но он не был артистом, и я стал искать подходящего исполнителя на эту роль. Так случилось, что в процессе подготовки картины я познакомился с Сергеем Маковецким — и чем ближе с ним сходился, тем больше убеждался, что он истинный душка», — рассказал Стеллинг в интервью РИА Новости. Режиссер отметил, что фильм «Душка», снимавшийся в Киеве, стал для него первым опытом работы с русским артистом.
Содержание: Во время кинофестиваля в провинциальном русском городе сценарист и кинокритик Боб встречает в толпе странного незнакомца по имени Душка и в шутку приглашает его в Амстердам. Когда много лет спустя Душка вдруг появляется на пороге его дома, Боб не сразу вспоминает, кто это. Он работает над сценарием, влюблен в юную кассиршу из кинотеатра, и пока даже представить себе не может, какую роль в его жизни сыграет этот нежданный гость…
Кадр из фильма «Душка»
Введя в сюжет «фестивальную» интермедию, Стеллинг как элементарный профи придал ей «совковый» колорит, поскольку его герой понимает только по-русски. Но, будь герой болгарином, фильм мог легко рассказать про Карловы Вары, а у эскимосов – про Торонто, пишет обозреватель сайта www.interkino.ru.
В нем не стоит национального вопроса, хотя трудно представить себе «Душку» без предварительного прочтения «Села Степанчикова и его обитателей» или «Жизни с идиотом». Только это – всего лишь щелчки, ризочки для «разговора по душам». Персонифицируя «душу», Стеллинг взял русского лишь потому, что в зубах уже навязло про наши национальные тайны. Но вообще-то фильм снят о себе, любимом, причем именно с любовью. Абсолютно самовлюбленный фильм.
Даже актер Жен Бервуц, играющий сценариста, пожилой, но высокий и стройный, спортивный и симпатичный – как бы улучшенная копия маленького и лысого Йоса Стеллинга. А проблемы у них обычные. Не хочется мыть посуду (ее будет очень много), не хочется заканчивать сценарий (незавершенность – как бы признак гениальности), хочется любить молоденьких (актриса Сильвия Хухс – действительно редкой красоты, глаз не оторвешь). Только вкупе такое
«хочу-не хочу» и составляет личность, и на старости вовсе не девушки – главное, а проявление собственных отражений, откуда ни возьмись. То есть жизнь уже столь длинна, что никому ее всю не расскажешь, а замыкание на себе приводит к тому, что мир – зеркало, осколки зеркала, комната смеха, если хватит мозгов.
Сергей Маковецкий (www.film.ru):
» … Душка появился на свет в автобусе, его мать не успела доехать до роддома. Увидев младенца, люди сказали: «ах, какой душка!» Так к нему прилепилось это слово, стало его именем.
…Душка — человек, который очень органично приходит туда, где его не ждут. Он всегда в ладу с самим собой и не замечает, что окружающие мечтают от него избавиться. Никакого бытового правдоподобия в фильме Йоса Стеллинга нет. Как Душка появляется у своего нового знакомого? Где же визы, паспорта, границы? Он просто возникает и все.
…Йос, когда посмотрел материал, сказал: главное, что тебе удалось — это обаяние, естественность, какая бывает у детей. И чувство опасности, которое возникает от внутренней безмятежности Душки. Вот такой он странный человек: приходит ниоткуда и исчезает в никуда».
Йос Стеллинг:
«… Душка и Боб для меня — два сообщающихся сосуда. Можно сказать, что каждый из них — мое alter ego. Почему мне понадобился для этого именно русский герой? Когда я смотрю, как Душка Маковецкого всего лишь размешивает сахар в чашке чая, я ощущаю за ним какую-то странную дополнительную силу, что-то исключительное и поражающее меня. Он, конечно, редкий и очень тонкий актер, за которым кроется тайна, и взаимопонимание с ним возникло у меня на каком-то высшем уровне».
Фильм «Душка» идет с 8 ноября в кинотеатрах:
Дом кино
Кристалл-Палас