Документальную кинофабрику на Крюковом канале называют старейшей государственной хроникальной студией России. Она была единственной фронтовой студией в годы Великой Отечественной войны. Ее операторы снимали в блокадном городе. В память об одном из крупнейших мастеров документального кино – Ефиме Учителе, авторе фильма «Ленинград в борьбе», на фасаде студии открыта мемориальная доска, сообщает ИТАР-ТАСС.
Основная программа торжественного вечера, ведущей которого выступает актриса театра «Комик-трест» Наталья Фиссон, пройдет сегодня в большом зале Дома Кино, сообщает vertov.ru. Поздравления будут сопровождаться сценическими номерами. На экране будет демонстрироваться видео-дайджест, составленный из кинохроники, снятой на студии в течение многих десятилетий. Видео-дайджест расскажет об основных вехах развития студии и лучших ее представителях. В фойе будет развернута фотовыставка, посвященная истории студии, а также художественная выставка героев фильма «Митьки в Европе» — товарищества «Митьки». В рамках юбилейного вечера гостям будут вручены подарочные комплекты, в которые войдут: каталог студии, собравший информацию о проектах студии с 1918 года до наших дней, и подарочный DVD с фильмом «Кино и время. Отражение» Николая Боронина.
В 60-е-70-е годы студия стала лидером отечественной кинодокументалистики. Примечательно, что в списке лучших документальных фильмов мира, снятых за ХХ столетие, четыре строчки принадлежат мастерам этой киностудии. Среди них – фильмы «Взгляните на лицо» Павла Когана, «Наша мама – герой» Николая Обуховича и две картины начинавшего здесь свой творческий путь Александра Сокурова: «Мария» и «Советская элегия». В 1989 году студия была одним из создателей Международного кинофестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку», который с тех пор ежегодно проходит в Санкт-Петербурге.
В запасниках студии хранятся тысячи фильмов, а также кинохроника и киножурналы. Интерес к этим материалам огромен. Студийцы и сейчас продолжают снимать хронику текущего времени, которая складывается в сюжеты «Кинолетописи России».
СПРАВКА: Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц, пишет ru.wikipedia.org. Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино. Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях.
Советское документальное кино было пропагандистским искусством еще в большей степени, чем кино художественное, пишет сайт www.kinodocument.ru. Показывая историю страны, оно было вынуждено руководствоваться указаниями последнего съезда КПСС, показывая отдельного человека — сверяться с его производственной характеристикой.
Хроника, как ее называют профессионалы между собой, была создана, чтобы отображать достижения строительства социализма, то есть, для пропаганды. Чем она успешно и занималась в советский период. Когда надсмотр был силен, жизнь снимали согласно идеологическим меркам, когда он слабел, за те же государственные средства ее могли показать такой, какой она была. Пока режим не окреп, а позднее в его возникших от старости щелях вырастали потрясающие документалисты — Дзига Вертов, Владимир Ерофеев, Герц Франк, Артавазд Пелешян. Даже в условиях цензуры документальное кино решало свою главную задачу — сохранить для истории картину эпохи. Движущиеся массы, движущиеся вожди — нет для документалистов более благодарного дела, чем первичное запечатление непосредственной жизни.
Значение и смысл документального кино той эпохи в том, что, начиная с 60-х, авторы-документалисты пытались среди грохота фальшивых слов и приукрашенной действительности показать зрителю на экране такого же человека, как он сам. Главным методом работы этих авторов оказалось наблюдение жизни, а не организация ее ради кадра с заданной идеологической нагрузкой. Так манифестом целого поколения стал шедевр, известный во всем мире, — “Взгляните на лицо” Павла Когана и Петра Мостового по сценарию Сергея Соловьева (1966). Документ и высокая художественность соединились в этой работе, предъявив поистине новый образ реальности.