Студия документальных фильмов празднует свое 75-летие

Документальную кинофабрику на Крюковом канале называют старейшей государственной хроникальной студией России. Она была единственной фронтовой студией в годы Великой Отечественной войны. Ее операторы снимали в блокадном городе. В память об одном из крупнейших мастеров документального кино – Ефиме Учителе, авторе фильма «Ленинград в борьбе», на фасаде студии открыта мемориальная доска, сообщает ИТАР-ТАСС.

Основная программа торжественного вечера, ведущей которого выступает актриса театра «Комик-трест» Наталья Фиссон, пройдет сегодня в большом зале Дома Кино, сообщает vertov.ru. Поздравления будут сопровождаться сценическими номерами. На экране будет демонстрироваться видео-дайджест, составленный из кинохроники, снятой на студии в течение многих десятилетий. Видео-дайджест расскажет об основных вехах развития студии и лучших ее представителях. В фойе будет развернута фотовыставка, посвященная истории студии, а также художественная выставка героев фильма «Митьки в Европе» — товарищества «Митьки». В рамках юбилейного вечера гостям будут вручены подарочные комплекты, в которые войдут: каталог студии, собравший информацию о проектах студии с 1918 года до наших дней, и подарочный DVD с фильмом «Кино и время. Отражение» Николая Боронина.

В 60-е-70-е годы студия стала лидером отечественной кинодокументалистики. Примечательно, что в списке лучших документальных фильмов мира, снятых за ХХ столетие, четыре строчки принадлежат мастерам этой киностудии. Среди них – фильмы «Взгляните на лицо» Павла Когана, «Наша мама – герой» Николая Обуховича и две картины начинавшего здесь свой творческий путь Александра Сокурова: «Мария» и «Советская элегия». В 1989 году студия была одним из создателей Международного кинофестиваля документальных, короткометражных игровых и анимационных фильмов «Послание к человеку», который с тех пор ежегодно проходит в Санкт-Петербурге.

В запасниках студии хранятся тысячи фильмов, а также кинохроника и киножурналы. Интерес к этим материалам огромен. Студийцы и сейчас продолжают снимать хронику текущего времени, которая складывается в сюжеты «Кинолетописи России».

СПРАВКА: Документальным называется фильм, в основу которого легли съёмки подлинных событий и лиц, пишет ru.wikipedia.org. Реконструкции подлинных событий не относятся к документальному кино. Первые документальные съёмки были произведены ещё при зарождении кинематографа. Темой для документальных фильмов чаще всего становятся интересные события, культурные явления, научные факты и гипотезы, а также знаменитые персоны и сообщества. Мастера этого вида кинотворчества нередко поднимались до серьёзных философских обобщений в своих произведениях.

Советское документальное кино было пропагандистским искусством еще в большей степени, чем кино художественное, пишет сайт www.kinodocument.ru. Показывая историю страны, оно было вынуждено руководствоваться указаниями последнего съезда КПСС, показывая отдельного человека — сверяться с его производственной характеристикой.

Хроника, как ее называют профессионалы между собой, была создана, чтобы отображать достижения строительства социализма, то есть, для пропаганды. Чем она успешно и занималась в советский период. Когда надсмотр был силен, жизнь снимали согласно идеологическим меркам, когда он слабел, за те же государственные средства ее могли показать такой, какой она была. Пока режим не окреп, а позднее в его возникших от старости щелях вырастали потрясающие документалисты — Дзига Вертов, Владимир Ерофеев, Герц Франк, Артавазд Пелешян. Даже в условиях цензуры документальное кино решало свою главную задачу — сохранить для истории картину эпохи. Движущиеся массы, движущиеся вожди — нет для документалистов более благодарного дела, чем первичное запечатление непосредственной жизни.

Значение и смысл документального кино той эпохи в том, что, начиная с 60-х, авторы-документалисты пытались среди грохота фальшивых слов и приукрашенной действительности показать зрителю на экране такого же человека, как он сам. Главным методом работы этих авторов оказалось наблюдение жизни, а не организация ее ради кадра с заданной идеологической нагрузкой. Так манифестом целого поколения стал шедевр, известный во всем мире, — “Взгляните на лицо” Павла Когана и Петра Мостового по сценарию Сергея Соловьева (1966). Документ и высокая художественность соединились в этой работе, предъявив поистине новый образ реальности.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Ученые развенчали миф о плывущих к яйцеклетке сперматозоидах

Ученые развенчали миф о плывущих к яйцеклетке сперматозоидахНаука
Ученые определили, что сперматозоиды достигают яйцеклетки через женский репродуктивный тракт благодаря жгутикам. До сих пор…

«Великолукский мясокомбинат» закроет магазины в Петербурге

«Великолукский мясокомбинат» закроет магазины в ПетербургеБизнес-вести
«Великолукский мясокомбинат» принял решение закрыть все свои магазины в Северной столице. Торговые точки компании захлопнут…

Матвиенко рассказала любимый анекдот про женщин в тюрьме

Матвиенко рассказала любимый анекдот про женщин в тюрьмеОбщество
Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко на полях Евразийского женского форума рассказала один из любимых анекдотов…

СКА выиграл «Сочи» со счётом 7:4

СКА выиграл «Сочи» со счётом 7:4Спорт
Петербургский хоккейный клуб обыграл «Сочи» со счетом 7:4. Матч между командами состоялся в рамках регулярного…

Полумарафон ограничит движение транспорта в центре Петербурга

Полумарафон ограничит движение транспорта в центре ПетербургаТранспорт
В центре Петербурга 22 сентября проведут полумарафона «Северная Столица», из-за которого водителям придется сменить привычные…

Модельер раскрыл секрет платья принцессы Дианы для Met Gala 1996

Модельер раскрыл секрет платья принцессы Дианы для Met Gala 1996Общество
Британский дизайнер Джон Гальяно рассказал, какой секрет был скрыт от публики, связанный с платьем принцессы…