Несмотря на слухи о возможной досрочной отставке губернатора Георгия Полтавченко, Петербург остается регионом с высокой степенью социально-политической устойчивости, сообщает «Фонтанка.ру». Об этом свидетельствуют данные декабрьского исследования фонда «Петербургская политика».
Впрочем, высокий уровень в политическом топе обеспечивают в основном позиции Северной столицы в иных рейтингах, а не какие-то реальные действия местной власти. А вот «минусуют» команде градоначальника по-прежнему скандальные инициативы городского парламента. О действиях самой администрации известно мало, соответственно, критики она не вызывает, отмечают эксперты.
Ежемесячный рейтинг фонда «Петербургская политика», который показывает уровень социально-политической устойчивости регионов, окончательно закрепил становление предолимпийского периода в жизни страны. Теракты в Волгограде и беспрецедентные меры безопасности перед соревнованиями продемонстрировали сохранение на юге России серьезных интересантов, обладающих потенциалом для организации взрывов, уверены эксперты. При этом подчеркнуто жесткие меры безопасности в Сочи и на прилегающих территориях снижают риски терактов, но делают уязвимыми соседние регионы. Но если олимпийская тема была главной в большей степени для южных субъектов Федерации, то выдвинутая в декабре идея новой муниципальной реформы стала существенной встряской для элит всех регионов.
С другой стороны, преобладание именно этих двух будоражащих региональные элиты тем в политической повестке дня обеспечивает Петербург стабильным положением в рейтинге. По факту обе темы практически не затрагивают Северную столицу, так как город имеет не так много точек соприкосновения с Олимпиадой, а муниципальная реформа, в силу организации устройства петербургской власти, петербуржцев не затронет. Как следствие, Петербург по-прежнему входит в число регионов с высокой устойчивостью с 7,1 пункта.
«Минусуют» петербургской власти по-прежнему оригинальные инициативы Законодательного собрания. В частности, в прошлом месяце плохую услугу в глазах политических экспертов Георгию Полтавченко оказал законопроект единороссов Виталия Милонова и Елены Киселевой, расписывающий подробности комендантского часа для детей.
Кроме того, в преддверии празднования годовщины 70-летия освобождения от блокады, плохо сказались на устойчивости власти исключение Заксобранием из списка имеющих право на денежную выплату к празднику (3 тыс. рублей) граждан, родившихся в блокадном городе, но не проживших в городе больше 4 месяцев, и скандал в связи с инициативой комитета по культуре провести «историческую реконструкцию» атмосферы блокадных дней.
В связи с предстоящими муниципальными (а возможно, и не только муниципальными) выборами 2014 года растет для петербургской власти, в частности для Смольного, значимость МСУ. Если раньше никакого влияния протесты жителей в округах против того или иного строительства или сноса не оказывали, то перед Новым годом эксперты обратили внимание сразу на два митинга. В частности, к отрицательным факторам, влияющим на политическую устойчивость Полтавченко и его команды, отнесли митинг в Горелово против строительства мусоросжигательного завода и протесты против застройки части петергофского парка.
Кроме того, не могут не сказаться негативно на нынешней команде и сами слухи о возможном применении «московского сценария», а именно досрочной отставке Полтавченко для проведения выборов в 2014 году.
Впрочем, на данный момент численно количество факторов, которые специалисты фонда поставили петербургской власти в плюс, перевешивает.
Например, к положительным событиям относится начало тестовой эксплуатации нового терминала Пулково, закладка на «Северной верфи» первого серийного морского буксира «МБ-75» и подписание губернатором Полтавченко и главой «Газпрома» Алексеем Миллером договора о сотрудничестве на 2014 год.
Однако на этом позитивные «событийные» факторы для петербургской власти заканчиваются. Так сложилось, что высокую устойчивость в рейтинге Петербургу обеспечили не столько конкретные действия, сколько участие города в других рейтингах.
Так, положительно на имидже нынешней администрации сказывается 2-е место в рейтинге регионов по качеству жизни РИА «Рейтинг», заметный рост в рейтинге социального самочувствия ФоРГО (с 22-25 на 2-4 место), 9-е место региона по уровню энергодостаточности по данным РИА «Рейтинг» (вместе с Ленобластью), вхождение в группу 1А (максимальный потенциал — минимальный риск) в рейтинге инвестиционного климата «Эксперт РА», включение Национальным рейтинговым агентством в группу IC2 (высокая инвестиционная привлекательность), 75-е место по уровню долговой нагрузки по оценке Standard & Poor\’s (5,8% к собственным доходам) и т.д.
Хорошие места в инвестиционных и экономических топах, безусловно, плюс. Но как считает председатель совета директоров «Николо М» политтехнолог Игорь Минтусов, их преобладание может говорить об отсутствии позитивной программы у петербургских властей.
«Либо у них нет событийной повестки, они не смогли ее составить, и это значит, что администрации Петербурга надо сделать соответствующие выводы. Либо она есть, но положительные новости оказались настолько мелкими, что не попали в поле зрения составителей рейтинга. И то, и другое — очень плохо», — замечает он.
По мнению политолога Дмитрия Гавры, город «исчерпал стандартные пути развития».
«С точки зрения федеральных властей, у Петербурга очень мало экономических интересных, взрывных новостей. Ну, у нас есть верфи, у нас оборонка, автомобильный кластер. Но что мы можем рассказать интересного? Ну, закладываются у нас новые корабли, открывается новый завод. Даже если мы создадим уникальный кристалл в технопарке «Ингрия», это не будет сенсацией», — отмечает он.
В то же время, убежден он, Петербург мог бы дать много интересных и новых идей, однако для этого властям «надо перестать думать электоральными циклами» и составлять планы «хотя бы лет на 12 вперед».
Доктор экономических наук Дмитрий Травин, несмотря на скептическое отношение к подобным рейтингам, согласен, что ситуация в Петербурге «несколько вялая», однако не считает, что деятельность Георгия Полтавченко в этом кардинально отличается от руководителей всех регионов России.
«Политической жизни в регионах де-факто у нас не существует.
Единственным политическим событием за последние годы можно назвать выборы мэра Москвы. Ну и Екатеринбурга. Отличиться в экономическом плане регионам также не удается, потому что для этого необходима высокая степень самостоятельности. Тогда они могут бороться за инвесторов, предлагать различные пути развития», — говорит Травин.