По словам руководителя Театра Эстрады Геннадия Хазанова, артист-сатирик Аркадий Райкин был из тех, кто действовал в отведенных государством границах дозволенного, а его выступления всегда были смелыми с точки зрения гражданской позиции, сообщает сайт www.dni.ru.
«Много говорят об уникальном актерском даре Райкина, но я хотел бы отметить его общественную функцию, которая была не менее значительна», — пояснил Хазанов, на кого творчество известного сатирика оказало определяющее влияние.
«Если говорят, что вся русская литература вышла из гоголевской «Шинели», то все мы, артисты-сатирики вышли из творчества Аркадия Исааковича. Во всяком случае, я вышел из Райкина на 100 процентов», — заключил Хазанов.
Аркадий Райкин родился в Риге 24 октября 1911 года. С детства он увлекался театром и, как вспоминают его родные, даже продавал книжки и тетрадки, чтобы только приобрести билеты на спектакли.
В 1935 Райкин окончил Ленинградский институт сценических искусств, потом играл в Новом театре, который ныне носит название Открытый театр, затем он продолжил играть в Театре имени Ленинского комсомола, далее определился в БДТ, но так нигде и не прижился. Параллельно игре в театрах актер работал на эстраде как конферансье и выступал в интермедиях.
В 1939 году открылся Ленинградский театр миниатюр. Там Райкин стал не только артистом, но и художественным руководителем. Отечественную войну Райкин работал во фронтовых бригадах, а с 1945 года снова вернулся в театр.
Среди авторов, которые писали для Райкина, были Михаил Зощенко, Евгений Шварц, Михаил Жванецкий и другие. Особую известность Райкину принесли такие программы-обозрения, как «Вокруг света в 80 дней», «Смеяться, право, не грешно», «Время смеяться», «Волшебники живут рядом».
В 1968 году Райкину было присуждено звание народного артиста СССР. В 1982 году его театр переехал в Москву и стал называться Государственным театром миниатюр, впоследствии, в 1987 году, возникло название «Сатирикон». После реконструкции театру было отдано здание кинотеатра в Марьиной роще. Именно здесь появились такие известные спектакли, как «Его величество Театр» и «Дерево жизни».
Умер Аркадий Райкин в Москве 17 декабря 1987 года. С тех пор руководит театром «Сатирикон» его сын Константин Райкин.
Каждый актер небольшой труппы Аркадия Райкина должен был четко понимать, что это театр одного актера. Тянуть одеяло на себя не то что нельзя, а просто невозможно, передает канал «Культура».
«Это требует многих качеств: какой-то высокой порядочности, понимания своего места, абсолютной влюбленности в лидера. Это свойство, которым я не обладаю. Я бы не мог быть в качестве «гарнира», говоря обидным словом», – признается Константин Райкин.
«Артист играет в предлагаемых обстоятельствах, по системе Станиславского. Вот так и мы играли: кто – двадцать, кто – сорок, кто – еще сколько-то лет», – замечает заслуженный артист России Владимир Михайловский. Он называет Райкина «Моцартом советской эстрады». Райкин так высоко поднял планку эстрадного жанра, что до сих пор никому так и не удалось ее перепрыгнуть. «О нем много книг написано: что он великий актер и так далее. Но одно его качество мало освещено – это его отношение к людям, которые попали в беду. Его отзывчивость, его участие и забота о своих сотрудниках», – добавляет Михайловский.
От отца это качество перешло и к сыну. Об отеческой заботе Константина Райкина к своим ученикам и актерам ходят легенды. Если студенты мерзнут в общежитии, Константин Аркадьевич лично позаботится о том, чтобы в комнатах поставили обогреватели. «Для меня это тоже имеет какое-то значение, и я его путь, как мне кажется, повторяю в этом отношении, в этих параметрах. Он это мне, каким-то образом передал», – убежден Константин Райкин.