Поезд отправляется из пункта А в пункт Б… В вагоне двое – Рюрик и Володя — оба без билета… Кондуктор тщетно пытается объясниться с «зайцами», но они его не понимают — конечно делают вид. И приходится каждый раз выходить на следующей станции и ждать другого поезда, и снова начинать все заново: прерванные воспоминания, недосказанные откровения, непролитые слезы, не вырвавшийся смех… А потом снова кондуктор, и снова не-понимание, и снова ожидание… поезда, мгновения жизни, поворота судьбы, сообщает сайт БДТ. Они берендеи-кочевники, потерявшие и ищущие лучшую жизнь, пытающиеся оторваться от корней, чтобы было не так больно терять и находить нового, незнакомого, неизвестного себя…
Рюрик и Володя — персонажи пьесы «Берендей» помещены автором в некую условную «достаточно цивилизованную страну». Сергею Носову не суть важно географическое положение Земли Обетованной. Важнее – противопоставление ее той, из которой стремятся эти двое в поисках лучшей доли. Здесь все «не как у нас»: здесь нельзя курить, потому что отравленный воздух – он общий, всехний. Но можно пить горькую, потому как в этом случае человек причиняет вред только себе. Здесь лучше ехать в поезде без билета, чем не подать милостыню нищему. Здесь даже вагоны в поезде «не такие, как у нас», пишет www.aktivist.ru
Семь станций до места назначения оборачиваются для одного из героев семью кругами ада. И вот уже он готов откреститься от прошлого, оторваться от корней, тянущей его за собой в водоворот не-красавицы родины, и стать берендеем – кочевником. Таким же, как его друг, немногим раньше — сначала в по-реформенной России, а потом и за ее границами — познавший тщетность поиска смысла жизни.
А.Н. Максимов выстраивает сценическую линию повествования так, что артисты – Г.П. Богачев (Рюрик) и В.А. Дегтярь (Володя) – оправдывают своих героев, потерявших расхристанную Русь, отдавшихся в стремлении заработать на жизнь на посмешище жителям тарабарского королевства.
— Я и сам еще не представляю, что режиссер сумел сделать из моей пьесы, — сказал «Комсомольской правде» автор Сергей Носов. — Персонажи в ней вполне узнаваемые: кто когда-нибудь общался с переселенцами из России, меня поймут. При всей фантастичности сюжета бытовые детали вполне реальные. Среди «наших за границей» попадаются колоритные личности. Некоторые, получая новые паспорта, записывают себе фамилию Лермонтов, Махно… Я про свое произведение говорю: «В целом, комедия. Но очень своеобразная, потому что мои герои рассуждают о жизни, о смерти…»
Образы статичны, но это к лучшему, считает «Коммерсант». Задумай режиссер обнажить подполье душ, непременно вышла бы пошлость. Дегтярь, серея лицом и заламывая руки, замечательно разыгрывает разные вариации отчаяния по факту безбилетного проезда и высадки из поезда. Отчаяние — не потому, что страшно, а потому, что стыдно. У Богачева иная лирическая тема. В сцене, где он артистично разыгрывает демонстрационный показ и продажу овощерезок благодарным зевакам, становится понятно, ради чего живет Рюрик и ради чего играет «Берендея» Богачев. Ради «Вы любите меня? Да, да, вы любите меня!». Он востребован, а значит, можно жить дальше.
Конфликт героев разрешается в финале. Рюрик жертвует собой, добираясь пешком по шпалам, а Володя доезжает до пункта назначения, спрятавшись в туалете. Там ему, заплутавшему в незнакомом городе, дорогу к дому Рюрика-Берендея покажет добросердечный абориген. Потому что Берендеи — они такие, и не любить их нельзя.
В спектакле заняты:
народные артисты России Г.П. БОГАЧЕВ, В.А. ДЕГТЯРЬ
заслуженный артист России В.А. КОЗЛОВ