Среда, 7 января 2026
$78.23 €92.09 ¥11.16
-8.3 C
Санкт-Петербург

«Ковидный» аншлаг: как в условиях пандемии живет и развивается театр «За Черной речкой»

О послаблении антиковидных мер, «безмасочниках», Басте, оставшихся без заработка артистах и многом другом Gazeta.SPb побеседовала с директором маленького театра «За Черной речкой», актером Сергеем Гвоздевым и его заместителем, актером Анатолием Журавиным.

С 16 января петербургские театры могут заполнять залы на 50%, а не на 25%, как было до этого. Культурная сфера города оживает, хотя не так быстро, как хотелось бы. Кажется, напуганные пандемией петербуржцы из дома и носу не кажут.

Как вам новость о том, что театральные залы теперь можно заполнять не на четверть, а на половину? 

Сергей Гвоздев: Хорошая новость. Для нас это, конечно, праздник. Но звучит как издевка.

"Ковидный" аншлаг: как в условиях пандемии живет и развивается театр "За Черной речкой"
Директор театра «За Черной речкой», актер Сергей Гвоздев. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников

Анатолий Журавин: Мы, конечно, рады. Но не понятно, почему это произошло при росте заболеваемости коронавирусом. Вообще ограничения, касающиеся количества зрителей в залах, кроме проблем, театрам больше ничего не дали. Разумеется, мы не хотим быть источником заболевания, но в то же время меры должны быть логичными. 50% я еще понимаю — мы хоть какие-то денежки заработаем. Но что такое 25%? С таким же успехом можно было ввести 5%. Это бессмысленно.

"Ковидный" аншлаг: как в условиях пандемии живет и развивается театр "За Черной речкой"
Заместитель директора театра «За Черной речкой», актер Анатолий Журавин. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников

В вашем случае 50% — это сколько человек в зале?

Сергей Гвоздев: Сорок. Соответственно, 25% — это двадцать. Все это вызывает некое чувство обиды. Ведь мы не причисляем себя к массовой культуре. Есть ведь театры, чьи залы рассчитаны на меньшее количество зрителей — 15-20.

Анатолий Журавин: Я полагаю, власти решили закрыть всех скопом после концерта Басты.

Выходит, то выступление в Ледовом дворце и повлияло на ужесточение антиковидных ограничений в Петербурге, в том числе в сфере культуры?

Анатолий Журавин: Конечно! Это дошло до Москвы и стало скандалом. Соответственно, нужно было принимать какие-то меры и вот зачесали всех под одну гребенку — неправильный подход. Я понимаю, нельзя проводить массовые мероприятия: закрывают стадионы, дворцы спорта и пр. Но маленькие залы… В метро и маршрутках люди едут чуть ли не на головах друг у друга, но в театрах их почему-то обязательно нужно рассадить.

Сергей Гвоздев: Действительно, ходить и «любоваться» на полки в магазинах можно в неограниченном количестве, а музеи надо закрыть. Почему? Ведь там можно зарядиться позитивом. Врачами доказано, что болезни усугубляет стресс. Мы считаем, что театры на заболеваемость ну никак не влияют. В месяц в них проходит столько же народа, сколько за 15 минут в метро. А если уж боремся с коронавирусом, то давайте ограничивать все сферы. Иначе получаются полумеры.

"Ковидный" аншлаг: как в условиях пандемии живет и развивается театр "За Черной речкой"
С 16 января петербургские театры могут заполнять зрительские залы на 50%. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников

Анатолий Журавин: Что касается Басты, то винить в случившемся его самого не стоит. Он артист: ему предложили — он выступил. Другое дело, как был организован концерт. Возможно, промах дала служба безопасности, не наладив, например, меры реагирования относительно тех же «безмасочников» и т.д.

Сергей Гвоздев: Нам самим иногда очень сложно заставить человека надеть маску.

Анатолий Журавин: Или он ее снимает, садясь в зале. Коллеги рассказывали, как в Москве в середине спектакля приходили сотрудники Роспотребнадзора, фотографировали нарушителей и штрафовали, как вы думаете, кого? Театры. У нас такого, слава богу, не было.

А как вы поступаете с теми, кто отказывается находиться в театре в маске?

Сергей Гвоздев: Спектакль, конечно, не остановишь. Однажды я со сцены увидел зрителя, которому, может быть, пить захотелось, и он снял маску. Но мы же не можем сказать «Так, ребята, стоп!» и сделать замечание человеку. Тем более в нашем маленьком зале. Да и мы, честно говоря, не знаем как. Но все же 99% людей относятся с пониманием к требованиям безопасности.

"Ковидный" аншлаг: как в условиях пандемии живет и развивается театр "За Черной речкой"
Посетители театров должны носить маски и соблюдать дистанцию. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников

Борются ли за билеты соскучившиеся по театрам зрители?

Сергей Гвоздев: Знаете, в театры сейчас отнюдь не бегут. Люди боятся.

Анатолий Журавин: Кроме того, у многих есть финансовые проблемы. При удорожании продуктов и сокращении рабочих мест ясно, что контингент, который может позволить себе поход в театр, скажем, на выходных уменьшается и уменьшается.

После Нового года петербургские театры открылись 7 января. Удачным ли был «старт» театра «За Черной речкой»?

Сергей Гвоздев: Да, но сначала мы боялись, что не удастся продать билеты. А в итоге сыграли все спектакли с «ковидным» аншлагом, то есть с максимально разрешенным числом зрителей.

"Ковидный" аншлаг: как в условиях пандемии живет и развивается театр "За Черной речкой"
Декорация к спектаклю «Мистер Шерлок Холмс» в театре «За Черной речкой». Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников
"Ковидный" аншлаг: как в условиях пандемии живет и развивается театр "За Черной речкой"
Подготовка к спектаклю в театре «За Черной речкой». Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников

А как сказывается на театре отсутствие маленьких зрителей? Ведь ограничение на доступ организованных групп детей до 16 лет остается в силе до 31 января.

Сергей Гвоздев: Детские спектакли, конечно, лучше продаются. Наш репертуар примерно наполовину состоит именно из таких постановок, поэтому считайте сами… Возникает вопрос: почему школы в период пандемии остаются открытыми, даже несмотря на большое количество болеющих как среди учеников, так и среди преподавателей, но ходить нельзя именно в театры.

С какими сложностями в период пандемии коронавируса сталкиваются артисты петербургских театров?

Анатолий Журавин: Есть много актеров, которые, не находясь в штате какого-то конкретного учреждения культуры, играют в театрах по контракту. Пандемия лишила их такой возможности: источник заработка исчез, пришлось заниматься совершенно другой деятельностью. И это не пять человек в городе. Их очень много. Кому-то пришлось развозить еду или идти в санитары.

"Ковидный" аншлаг: как в условиях пандемии живет и развивается театр "За Черной речкой"
Актеры театра «За Черной речкой. Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников

А заявления звезд отечественной эстрады в этом плане, на ваш взгляд, справедливы?

Анатолий Журавин: Для кого-то и жемчуг мелок. Понятно, что у них другие доходы, они привыкли зарабатывать в месяц определенную (немаленькую) сумму, на которую нужно содержать большие дома, прислугу. Конечно, они пострадали [смеется]. Хотя у всех, разумеется, свои проблемы. Коронавирус ударил по всем. Но у маленьких театров такой подушки безопасности, как у того же Андрея Макаревича, который говорил о «запасе прочности», нет.

Как вы восприняли весенние ограничения?

Сергей Гвоздев: Был шок. Сначала мы думали, что это продлится недели две. Отнеслись с пониманием. И никак не рассчитывали, что ограничения растянутся надолго. Актеры не могли уйти в отпуск. Мы все время встречались и ждали какого-то нового постановления, были, что называется, на низком старте, несколько раз составляли репертуар. Так прошел март, затем апрель, потом май… Приступить к работе мы смогли лишь в 20-х числах сентября. Сейчас мы открыты только по субботам и воскресеньям. Зрителей напугали настолько, что они боятся приходить на спектакли. Сложно с репетициями.

Анатолий Журавин: Дело в том, что в государственных театрах артисты, так сказать, сидят на ставках — приходят на работу и, соответственно, репетируют. У нас, грубо говоря, за все нужно платить: за те же репетиции, постановку спектакля и т.д. То есть необходимы деньги, а их у нас нет. Четырехмесячный простой нам по сути не компенсировали, хотя обещали. Лишь комитет по культуре дал ежегодную субсидию на постановку и прокат спектаклей. Но даже она никак не изменилась в соответствии с локдауном с марта по сентябрь, когда нам вообще запретили играть. Поэтому все негосударственные театры, столкнувшиеся с безденежьем, написали губернатору и попросили содействия. Но дополнительно нам кроме субсидии ничего не выделили. Но если бы не она, мы бы, наверное, вовсе закрылись. Как и половина других небольших театров.

"Ковидный" аншлаг: как в условиях пандемии живет и развивается театр "За Черной речкой"
Директор театра «За Черной речкой», актер Сергей Гвоздев (справа) и его заместитель, актер Анатолий Журавин (слева). Фото: Gazeta.SPb/Николай Овсянников

Сергей Гвоздев: Мы живем на то, что зарабатываем. Если мы не играем спектакли, у нас ничего нет. А людям нужно платить зарплату. Да и «коммуналку» никто не отменял.

Анатолий Журавин: Кстати, перед новогодними праздниками мы отправили еще одно обращение губернатору. Попросили объяснить, как нас будут поддерживать и будут ли. Ответ пришел от вице-губернатора Евгения Елина, в письме говорилось о поддержке малого бизнеса, к которому мы не имеем никакого отношения, так как у нас автономная некоммерческая организация.

Отсутствие возможности культурно отдохнуть на зимних каникулах расстроило многих петербуржцев. Кафе и рестораны работали и продолжают работать до определенного времени, театры, концертные залы и музеи были закрыты — в общем, делать, можно сказать, нечего. А как вы в условиях практически мертвого с точки зрения культуры города провели новогодние праздники?

Сергей Гвоздев: У нас есть традиция — 31 декабря играть спектакли и поздравлять наших зрителей. Таким образом, как мне кажется, создается очень хорошее праздничное настроение. У нас так точно. В этот раз сделать и себе, и окружающим такой новогодний подарок, к сожалению, не получилось. А ведь хорошо, когда люди вместо того, чтобы сидеть за столом и пить «горькую», идут в театр. Новый год я встретил с семьей, съездил за город.

Узнавайте о новостях первыми в наших официальных каналах в Telegram и Дзене

Поделиться:

Читайте также

Исследователи из Университета Калгари и Национального исследовательского совета Канады получили новые доказательства существования сверхслабого фотонного излучения (СФИ), испускаемого живыми организмами. Эксперименты на мышах и растениях показали, что это свечение, связанное с биохимическими процессами, резко ослабевает после смерти.Суть эксперимента и результатыУченые под руководством физика Вахида Салари использовали высокочувствительные камеры для сравнения фотонного излучения живых и мертвых организмов в полной темноте.  Эксперимент с мышами: Четырех живых мышей помещали в темную камеру и снимали в течение часа, после чего животных усыпляли и продолжали съемку. Тела поддерживали при температуре живого организма, чтобы исключить влияние теплового излучения. Результаты показали значительное снижение количества регистрируемых фотонов в видимом диапазоне после смерти.   Эксперимент с растениями: Листья резуховидки Таля и карликового зонтичного дерева подвергали физическим повреждениям...
Научные наблюдения поставили точку в спорах о возможном искусственном происхождении межзвездного объекта 3I/ATLAS. Специалисты проекта Breakthrough Listen, используя мощный радиотелескоп Грин-Бэнк, не обнаружили техносигналов, которые могли бы указать на наличие технологий внеземной цивилизации.Результаты поиска техносигнатурИсследователи целенаправленно искали узкополосные радиосигналы — наиболее вероятный и энергоэффективный способ связи на межзвездных расстояниях. Телескоп Грин-Бэнк, благодаря своей чувствительности и расположению в зоне с минимальными помехами, способен обнаружить передатчик мощностью от 0,1 ватта.Для сравнения, обычный мобильный телефон излучает около 1 ватта. По словам ведущего исследователя Бенджамина Джейкобсона-Белла из Калифорнийского университета в Беркли, если бы на объекте был передатчик в десять раз слабее телефона, его бы зафиксировали.В процессе сканирования было выявлено девять подозрительных «событий», но все они при детальной проверке оказались помехами от известных земных...

Интересное

Новости дня

По теме

Подпишись на наши соцсети

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

ИЛИ ПИШИТЕ