По закону, процедура утверждения муниципального кошелька (от которого зависит благоустройство и социальные программы в пределах муниципального образования) сопровождается общественными слушаниями, таким образом, в отличие от бюджета всего города, одобрить или же разнести в пух и прах схему расходования средств налогоплательщиков непосредственно на местах должны сами налогоплательщики. Но на деле общественные слушания носят лишь формальный характер, жители, как правило, часто вообще остаются «не в курсе».
«Большинство горожан о своей возможности повлиять на расклады муниципальной казны толком не знает, а муниципальные чиновники не очень-то хотят, чтобы «лишние» люди об этом узнавали», — рассказал ЗАКС.ру депутат МО «Гагаринское» Московского района Михаил Ляхов. По его оценке, на публичные обсуждения «приглашается узкий круг приближенных общественников, и в результате происходит трогательное единение народа и муниципальной власти с поцелуями и объяснениями во взаимной любви».
«Так, сообщение о проведении слушаний по бюджету в нашем МО было опубликовано в специальном выпуске «Гагаринского курьера», — развивает свой тезис Ляхов. — Муниципальный совет издает эту газету тиражом от 20000 до 25000 экземпляров, но тот выпуск, где разместили объявление, вышел тиражом всего 500 экземпляров — притом что в округе проживает 53 тысячи человек! Ни полслова не было об этом важном событии и на официальном информационном сайте МО «Гагаринское», не было там и самого проекта бюджета».
Однако кое-кто из неравнодушных жителей все же пришел на слушания. «Они не оставили от проекта камня на камне. Сразу было замечено, что соотношение расходов на управление к общему объему расходов недопустимо велико и составляет примерно две пятых, — констатирует депутат Ляхов. — То есть из каждого нищего муниципального рубля 40 копеек уходит на зарплату муниципальным чиновникам, содержание автомобилей и тому подобные жизненно необходимые траты. При этом, как оказалось, не подсчитано, сколько реально требуется на все благоустройство, — то ли 60 миллионов рублей, то ли 70 миллионов, то ли 100. «То есть расходы на самих себя они подсчитали точно, при этом на премии каждому запланировано до 17 должностных окладов в год, а на свою основную работу сил уже не хватило!» — возмущается народный избранник.
С точки зрения депутата МО «Город Сестрорецк» в Курортном районе Анатолия Кривенченко, процедура принятия муниципального бюджета формальна, и ни о какой гласности и публичности речи не идет — жители, как правило, вообще не в курсе, где и в какой форме проводятся слушания.
«Но дело еще хуже, — продолжает Кривенченко. — Даже те процедуры, которые предусмотрены нормативными актами муниципального совета, очень часто нарушаются, обсуждение практически не ведется».
Депутат МО №6 (Адмиралтейский район) Александр Шуршев свидетельствует о том же самом. «Я пытался проинформировать побольше людей, расклеивал объявления, но в администрации сразу после этого начали говорить, а не перенести ли слушания в другое помещение», — рассказывает Шуршев. По его словам, примерно 15-20 человек на слушания все же пришли, причем задавали и неудобные вопросы, связанные в основном тоже с неумеренными тратами муниципалов на собственное содержание.
В МО №6 больше половины бюджета тратятся на содержание местной власти — вся казна составляет примерно 30 млн рублей, из них около 12 млн расписывается по статье «содержание», а еще около 5 млн рублей идет на содержание муниципального учреждения «Помощь». В этом учреждении числятся депутаты, которым по закону не положено бюджетное содержание, а таким образом они все же умудряются получать зарплату. Раньше таких учреждений — которые могут создаваться любым муниципальным образованием — было больше, но затем решили сократить количество до одного.
На благоустройство же идет лишь около 9 млн рублей — это озеленение, установка скамеек и детских площадок, замена дверей в парадных и так далее. Остальные 4 млн рублей направят на патриотическое воспитание молодежи, расходы на опеку и попечительство и все остальное, отмечает ЗАКС.ру.