С 1 мая в России начнется первый этап обязательной цифровой маркировки снеков (чипсы, сухарики, попкорн и другие товары) в рамках системы «Честный знак».
Производители и импортеры обязаны наносить на упаковку коды Data Matrix и вносить данные о товаре в систему. Это первый шаг в борьбе с теневым рынком бакалейной продукции, доля которого, по оценкам НИУ ВШЭ, может достигать 30%.
Ожидается, что маркировка повысит прозрачность рынка и защитит потребителей от некачественных и поддельных товаров.
Второй этап, включающий соусы, специи и приправы, начнется 1 июля. Продукция, выпущенная до введения маркировки, может продаваться до истечения срока годности. Введение обязательной маркировки вызвано многочисленными нарушениями, выявленными ранее.
Так, оператор системы «Честный знак» – Центр развития перспективных технологий зафиксировал около 34 млн нарушений в сети магазинов «Светофор» за 2023-2024 годы, включая подделку кодов маркировки, нарушения кассовых операций и продажу просроченной продукции.