Торжественное открытие паромной линии состоялось 7 сентября 2006 года, когда «Балтийск» отправился в пробный рейс из Усть-Луги в Калининградскую область. Тогда все остались довольны. Паром позволит россиянам путешествовать в Калининград и из Калининграда без транзитных виз и загранпаспортов. Военным тоже хорошо – облегчается транзит грузов, с которыми были проблемы на границе с Литвой.
Радовались и немецкие партнеры — перевалка грузов из Германии в Россию только через железнодорожно-паромное сообщение на Балтийск может составить более 170 тысяч тонн.
Все бы хорошо, но после осуществления двух пробных рейсов переправа Усть-Луга – Балтийск – порты Германии так толком и не заработала. Пока в вялотекущем режиме действует только ее отрезок Засниц – Балтийск, который с российской стороны обслуживают всего два судна 1970-х годов постройки, пишут «Санкт-Петербургские ведомости».
СПРАВКА: Решение о создании переправы было принято российским правительством еще в 2002 году. Управляющим предприятием паромной линии стало ФГУП «Росморпорт». Паромная линия базируется на двух наших терминалах – Усть-Луга и Балтийск. Она предназначена для перевозки железнодорожных составов с колеей российского стандарта и колесной техники. Паром вмещает 103 вагона, не считая автотранспорта.
В соответствии с проектом в южном районе порта Усть-Луга, где находится терминал паромной переправы, создана необходимая инфраструктура: железнодорожные и автомобильные подходы, электроснабжение, парк для приема вагонов. В 2006 году только РЖД вложили в железнодорожную составляющую паромного комплекса в Усть-Луге 277 миллионов рублей и в Балтийске – 34 миллиона рублей. В 18, 4 миллиона евро обошлось приобретение судна «Балтийск». Всего же в сооружение паромной переправы уже вложено 5 млрд рублей.
Дело в том, что до сих пор не готов таможенный пограничный пункт пропуска в Усть-Луге, за сооружение которого отвечает недавно созданное Федеральное агентство по обустройству пограничных пунктов пропуска. Не просчитаны все составляющие проекта, определяющие его экономическую состоятельность: количество поездов и железнодорожных вагонов, график заходов судов и их стыковка с другими видами транспорта, скорость паромов и их время в пути. Также, не решена проблема подвижного состава и внедрения технологий, позволяющих перевозить грузы своим вагонным парком по всей сети европейских железных дорог.
Есть у паромной переправы и проблемы с оформлением земли под причалами, а также с распределением доходов и расходов между участниками проекта. Причем проблемы настолько непростые, что в 2007 году не были выделены федеральные средства на завершение всех работ по переправе, что помешало передать паромную линию в коммерческое использование.
Когда удастся решить эти проблемы, пока неизвестно. Как остается загадкой, куда делся новенький паром «Балтийск».