1 февраля 2008 года на территории РФ вступил в действие новый закон «Об исполнительном производстве», который значительно расширил возможности взыскателей, судебных приставов-исполнителей, а также уравнял права истцов и ответчиков.
Отныне законодатель рассматривает фигуру взыскателя как активного участника процесса взимания материальных средств с должника, в то время как раньше ее возможности ограничивались полномочиями и желанием функционеров исполнительного производства.
Так, согласно новому закону истец имеет право самостоятельно, минуя судебных приставов, предъявить своему должнику исполнительный лист в тот же день, когда он был выписан судебными органами.
Ранее на это могло уйти порядка нескольких дней — срок достаточный для того, чтобы должник успел списать или перечислить на другой счет все денежные средства.
Расширились и полномочия самих судебных приставов.
По словам заместителя главного судебного пристава Ленобласти Сергея Никитина, новый нормативный акт узаконил наработанную годами практику.
«Еще в 2005 году Конституционный суд определил, что судебные исполнители в случае необходимости имеют возможность входить в помещение без согласия проживающих там, — рассказал он корреспонденту АН «Оперативное прикрытие».
Теперь эта возможность прописана в законе об исполнительном производстве, где также оговаривается порядок проникновения приставом в жилище злостных неплательщиков: он может делать это лишь с письменного разрешения главного пристава субъекта федерации.
Также судебные приставы получили возможность возбуждать уголовные дела и вести следствие в отношении злостных неплательщиков банковских кредитов и алиментщиков.