И если прежде рядовые сотрудники единственного автомобильного производства – завода Ford во Всеволожске (Ленинградская область) – устраивали забастовки, то теперь работники просто мигрируют с одного предприятия на другое, благо в Северной столице их стало предостаточно.
Как пишет РБК, в частности, российским работникам не по душе пришлась производственная система японского автогиганта Toyota, подстроенная на философии бережливого производства «кайдзен». Как пишет Autonews, рабочие не понимают, как можно часами оставаться на работе «во благо компании» после окончания рабочего дня, и зачем конвейерной сборке такие строгие планирование и отчетность. Жесткое расписание, призванное минимизировать потери ценного рабочего времени, лишает сотрудников японского завода привычных перекуров, перерывов на чай и кофе и неспешных бесед по телефону.
Текучка кадров — главная проблема
По словам генерального директора ООО «Тойота Мотор Мануфэкчуринг Россия» Мицуаки Сугимори, в прошлом у завода Toyota в Шушарах были периоды, когда текучка кадров становилась проблемой. «Связано это было в первую очередь с чрезвычайно сложными условиями на рынке труда в Санкт-Петербурге», – пояснил он. Теперь же, по словам главы петербургского предприятия, текучка кадров составляет менее 2%. В мае уволились порядка десяти сотрудников, но для такого крупного завода это нормальный показатель, считает М.Сугимори.
«Во всем мире «кайдзен» признается высокоэффективной системой, которая поощряет личную инициативу и участие сотрудников в процессе улучшения качества продукции и эффективности рабочих процессов, – комментирует М.Сугимори. – Все больше компаний во всем мире следуют принципам «кайдзен», включая российские». «Каких-либо особенностей менталитета, которые бы препятствовали стремлению каждого человека к лучшему, мы не видим ни в одной из стран, в которых работаем», — подчеркнул он.
Однако, по мнению автодилеров, чтобы избежать убытков в случае забастовок, как это произошло на заводе Ford, или за счет потери опытных кадров, автопроизводителям нужно уже сейчас принимать превентивные меры. Точнее, меру: как заявил директор по исследованиям КА «Автокадр» Константин Прохорцев, «в Питере открывается слишком много площадок, поэтому остается либо переманивать людей, либо нанимать кого попало, и единственное, чем можно удержать таких людей, это бонусы и премиальные».
«Наших людей можно сделать лояльными, только если предоставить им максимальные преференции по оплате», – согласился с ним президент автохолдинга «Фаворит Моторс» Владимир Попов.
Напомним, что ранее ГАЗЕТА. СПб сообщала, что Глава производственного департамента Ford Europe Джим Тетро предупредил конкурентов автогиганта, желающих наладить производство на территории России, о подстерегающих их трудностях.
По словам Д.Тетро, первая трудность заключается в значительном увеличении издержек, связанном с ростом заработной платы. В течение последних трех лет зарплата в России росла в среднем на 20% в год, сообщил представитель Ford, сетуя на рост затрат на оплату труда местных рабочих.
Вторая масштабная проблема – недостаточное развитие инфраструктуры, отметил глава производственного департамента Ford Europe. Причем затруднены здесь и железнодорожные, и водные, и автомобильные перевозки, добавил он. Кроме того, по мнению Д.Тетро, дополнительную проблему в России создает неразвитость сети локальных поставщиков.
Проблемы уже были и у Toyota
К слову, начало работы предприятия было омрачено скандалом — у Toyota возникли затруднения с наймом рабочих, утверждает источник, знакомый с кадровой политикой компании. По его словам, большая часть кандидатов по разным причинам не устроила автопроизводителя, а после нескольких месяцев работы предприятия в учебном режиме на нем началась утечка кадров из-за низкой зарплаты и высоких требований к рабочим, сообщали ранее ГАЗЕТА.СПб.
Отметим, что условия оплаты труда на всех петербургских автомобильных предприятиях сегодня примерно одинаковы: зарплата рабочих на конвейере составляет около 20 тыс. руб., чуть выше она только на площадке GM, где собирают модель Opel Astra, но это связано с более тяжелыми условиями работы. Японцы Nissan, которые пока только набирают сотрудников, предусмотрительно обещают зарплату чуть выше рыночной, так что велика вероятность, что вечно недовольные работники конкурирующих предприятий дружно отправятся в поисках счастья на очередной завод.
Стоит напомнить, что по соседству с уже давно работающим в Ленобласти заводом Ford, в Петербурге, решили обосноваться пять автопроизводителей. Помимо завода японского автогиганта Toyota стоимостью порядка 5 млрд руб. и предприятия General Motors, строительство которого обошлось в 300 млн долл., в скором времени на берегах Невы начнут работать заводы Nissan стоимостью около 200 млн долл., Suzuki с объемом инвестиций порядка 3 млрд руб. и Hyundai стоимостью порядка 100 млн долл.