Игорь Корнелюк — автор музыки к сериалам «Бандитский Петербург», «Мастер и Маргарита», «Небо и земля», «Легенда о Тампуке», «Идиот», «Русский перевод». Он много пишет для звезд эстрады. Его песни исполняли М. Боярский, А. Вески, Е. Александров и Е. Спиридонова, Э. Пьеха, Ф. Киркорови и другие.
С детства знал, что буду музыкантом (Из интервью с сайта www.pk.kiev.ua)
– Как появился Игорь Корнелюк, которого мы теперь знаем?
– Честно могу сказать, я вообще учился на академического композитора. С детства знал, что буду музыкантом, и родители это знали. К пятнадцати годам по моде тогдашнего времени играл в рок-ансамбле, пел. У меня была длиннющая шевелюра, домой являлся каждый раз под утро, мама вообще махнула рукой: «Все дети как дети, а этот… музыкант!» И вот в одно прекрасное утро я пришел и говорю: «Знаешь что, мама, а я поеду учиться в Ленинград». В тот же день купил билет, сел на поезд – без паспорта, без документов! Приехал, нашел музыкальное училище при консерватории: «Здравствуйте, я хочу у вас учиться на композитора». Нас поступало 37 человек со всех уголков страны, я понимал – у меня шансы равны нулю. И каково было изумление, когда вышел профессор и – фразу-то какую сказал: «Молодой человек, мне очень приятно, что я буду иметь честь вас учить». Меня взяли одного из тридцати семи! Представляете?
– А как появился хит «Город, которого нет»?
– Я его и писал для «Бандитского Петербурга» – когда прочел сценарий, сразу понял, какое впечатление песня эта должна оказывать. И стал ее сочинять. По законам подлости, сочинялось все что угодно – но только не то, что надо. Песню искал два месяца – каждый день в шесть утра садился за инструмент и вставал вечером. И все не то, не то. И вдруг почувствовал: о, есть три-четыре ноты – они создают нерв, который был так необходим. Честно вам сказать, ее успех был для меня полной неожиданностью. После выхода фильма я получил порядка ста тысяч писем со всего мира. Из Канады, Америки, Израиля, из Германии, Франции, Украины. Было очень приятно.
Вдохновение приходится зарабатывать ( Из интервью с сайта www.vsp.ru)
— Ваши слова с концерта: «Сегодня ночью я написал песню». Вдохновение чаще посещает вас в это время суток?
— У меня есть друг, который любит спрашивать: «Когда тебя осенило?» Это по молодости, когда ты увидел красивую девочку или распустившуюся листву на деревьях — приходишь в восторг, весь мир для тебя уже в новых красках, и вот повод для написания музыки. С годами появляется опыт. С одной стороны, это здорово, а с другой — это тяжеленная гиря, потому что опыт не позволяет что-то повторить, пойти по проторенному пути, не позволяет делать то, что ты легко делал в молодости. И, к сожалению, с возрастом осеняет всё реже. Чайковский когда-то написал, что вдохновение — это гостья, которая не любит посещать ленивых. В молодости я любил красиво бравировать этой фразой, не понимая её смысла. Чтобы возникло состояние, когда ты весь дрожишь и ничего другого не существует (а в другом состоянии писать музыку нельзя, иначе она никому будет не нужна), приходится подолгу сидеть за инструментом, по 6-8 часов. Ты играешь или вслушиваешься в себя, и вдруг словно искра пробегает между нотами, ты понимаешь, что они начинают связываться друг с другом, и от этой комбинации вдруг появляется музыка. Она несёт в себе какой-то заряд. И вот тогда ты начинаешь заводиться, входить в раж, сочинять музыку.
К огромному сожалению, вдохновение не приходит. Его приходится зарабатывать долгими часами, огромной, изнурительной каждодневной работой. Я вообще в последние годы стараюсь работать ежедневно. Помните замечательный фильм «Визит к Минотавру» по повести братьев Вайнеров с Сергеем Шакуровым? Страдивари был и художником, и ремесленником в самом высоком смысле слова. Так вот и я хочу воспитать в себе качество ремесленника. Каждый день иду в свою мастерскую (студию) и работаю. Каждый день должен что-то сделать. Пусть и не получится что-то серьёзное, но всё равно эта работа — не впустую. Происходит какое-то накопление, будет в дальнейшем и прорыв.
Иногда мне говорят: «Вы пишете такую разную музыку: и для эстрады, и для кино». А что в этом удивительного? Музыкальный мир огромен, почему я должен в чём-то себя ограничивать? Я могу написать и песню, и симфонию. Я не сравниваю себя с Чайковским, но посмотрите его балеты, это же по сути та же самая популярная музыка, только того времени. Другое дело, что это гениальный композитор. Его музыка — это фантастика.
Не хочу играть в шоу-бизнес ( из интервью «Российской газете»)
— Игорь, не замечен ты ни в каких шоу-бизнес-тусовках, без которых, наверное, в наше время трудно обойтись артисту, чтобы о нем помнили. Это твоя принципиальная позиция?
— Да. Если играть в шоу-бизнес, то надо играть всерьез. А мне не хочется. Потому что по профессии я — композитор, и всерьез мне хочется не играть, а быть. Увы, шоу-бизнес семимильными шагами идет по всей нашей жизни.
— С чем это связано?
— С великим изобретением Генри Форда — конвейером. Но Форд придумал его для производства материальных ценностей — автомобилей. А мы внедрили конвейер во все сферы жизни. Мы перестали думать, внутренне работать, сопереживать. Когда я начинал на эстраде, какие-то отдельные произведения можно было назвать произведениями искусства. Сейчас же все усредненное, приравненное к расхожему словечку «формат». Музыка делается на потребу: то, что «хавается».
— А как тебе-то удается сытно «хавать», например, иметь прекрасную квартиру с ультрасовременной студией, презрев правила шоу-бизнесменства?
— Ну вот смотри на исключение из правил. Я просто занимаюсь своим делом. Вот сейчас после «Мастера» хочу очухаться и записать совершенно новые песни.
— Что впереди — большое кино и театр?
— Не знаю! Мне мама когда-то объяснила, почему развалился Советский Союз. Потому что в нем строили великие планы на будущее. Ну не надо строить никаких планов! Мама мне говорила: «Игорь, никогда не думай о завтрашнем дне. Живи сегодня. Ставь планы на сегодня и выполняй их — шаг за шагом. И тогда осилится самая неподъемная работа». Я часто вспоминаю мамины слова, принимаясь за такие работы, как «Мастер и Маргарита». Поэтому у меня никогда не было, нет и не будет никаких планов. Я никогда не думаю о будущем. Я просто живу в своем мире. И честно делаю свое дело.
СПРАВКА: В 1982 закончил музыкальное училище при Ленинградской консерватории имени Н. А. Римского-Корсакова, в 1987 закончил Ленинградскую консерваторию по классу композиции, сообщает сайт www.peoples.ru.
На формирование Корнелюка как композитора оказала влияние самая разная музыка: в юности QUEEN, в музыкальном училище джаз, в консерватории творчество музыкантов «Могучей кучки» (Н. А. Римский-Корсаков, М. П. Мусоргский, А. П. Бородин). Корнелюк даже написал рок-сюиту с использованием интонаций и музыкального строя великих композиторов. С 1985 по 1988 Игорь Корнелюк работал музыкальным руководителем Ленинградского театра «Буфф» и сочинял для него музыку. В 1985 состоялся фонографический дебют композитора: фирма «Мелодия» выпустила миньон <Мальчик с девочкой дружил> в исполнении А. Асадуллина. С 1988 Корнелюк начинает сольную карьеру в телепрограмме «Музыкальный ринг».
Игорь Корнелюк автор музыки к спектаклям «Трубач на площади» (Ленинградский Пушкинский театр, 1982), «Крестики нолики» (Театр комедии, 1985), оперы для детей «Тяни-Толкай или Айболит со Зверинской улицы» (Мюзик-Холл, 1988),музыки к кинофильму «Музыкальные игры» (Ленфильм, 1988).
Самые известные песни в исполнении Корнелюка: Дожди, Билет на балет, Мало ли, Дым (все на слова Р. Лисиц); Сто лет спустя (слова Д. Рубина). Игорь Корнелюк часто участвует в жюри музыкальных конкурсов «Юрмала», «Ялта» и других.
Текст песни «Город, которого нет»
Ночь и тишина, данная на век,
Дождь, а может быть падает снег,
Все равно, — бесконечной надеждой согрет,
Я вдали вижу город, которого нет…
Где легко найти страннику приют,
Где, наверняка, помнят и ждут,
День за днем, то теряя, то путая след,
Я иду в этот город, которого нет…
Там для меня горит очаг,
Как вечный знак забытых истин,
Мне до него — последний шаг,
И этот шаг длиннее жизни…
Кто ответит мне, что судьбой дано,
Пусть об этом знать не суждено,
Может быть, за порогом растраченных лет
Я найду этот город, которого нет…
Там для меня горит очаг,
Как вечный знак забытых истин,
Мне до него — последний шаг,
И этот шаг длиннее жизни…
Там для меня горит очаг,
Как вечный знак забытых истин,
Мне до него — последний шаг,
И этот шаг длиннее жизни…