Автор статьи в газете «Смена» от 22 августа отмечает, что похожие спектакли ставились в семидесятые — восьмидесятые годы в Ленинграде. «Берется, скажем, ни в чем не повинная щедринская «История одного города». То там, то сям вставляются современные детали и словечки, кто-то из артистов говорит с дикцией Брежнева, а кто-то, когда речь идет о крайней тупости властей города Глупова, подмигивает залу: «Ну, вы заметили, как я тут намекнул?!» Такие постановки шли на ура».
ВИДЕО: «ВАЛЬС НА ПРОЩАНИЕ»
Председатель комитета по культуре правительства Санкт-Петербурга Антон Губанков прокомментировал «Смене» ситуацию.
«Когда люди искусства начинают заниматься политикой, то в большинстве случаев это приводит к тому, что ими начинают манипулировать. Мы должны подходить толерантно к разным политическим взглядам и выражениям творческой активности, но всему есть мера. Сцены государственных театров — это место для культурных проектов, а не для политических экзерсисов».
Алексей Девотченко опубликовал в своем ЖЖ ответ на статью в «Смене»:
«…статейка в питерской «Смене» от 22 августа все-таки побуждает кое-что уточнить… Так- и для автора , и для председателя комитета по культуре при Смольном г-на Губанкова.
Речь в статье идет о недавней премьере спектакля «Вальс на прощание». Опускаю все перлы и убогие донельзя стилистические клише автора, который, по всей видимости, НИКАКОГО отношения к театру не имел и не имеет (что велели-то и написал).
Скажу лишь несколько слов.
Автор сравнивает мой спектакль со спекаклями 70—х годов, когда «многие театры держали фиги в карманах» и таким образом «издевались над советской властью», а зрители считывали это и бурно радовались. «И все эти постановки финансировались государством, над которым проклятые актеришки и глумились».
За точность цитирования не ручаюсь, но смысл таков. Спектакль «Вальс на прощание», где я якобы глумлюсь над государством, которое меня вскормило и вырастило, создавался не за счет этого государства, он даже никем не финансировался. Всё-инсценировка, сценография, музыкальное оформление и т.д. создавались нами самими. Реквизит-подбор. Костюмы-подбор. Репетировали и сочиняли спектакль мы с режиссером Володей Михельсоном по всяким разным уголкам, в том числе и на улице.
Репетиционной базы у нас нет. Так что не надо врать автору. Или по крайней мере проводить какие-то аналогии… В отличие от других петербургских «независимых» театральных образований, мы не занимаемся попрошайничеством у того же самого комитета по культуре, не просиживаем в очереди к его председателю с прошением гранта или как там это называется. И — никогда не будем.
Это первое.
Второе. Г-н Губанков, комментируя спектакль, которого он и в глаза-то не видал, упомянул о том, что артисты, которые имеют определенные политические взгляды, становятся рано или поздно МАНИПУЛИРУЕМЫМИ определенными «темными политическими силами». Какими именно, г-н Губанков? И Вам ли вообще рассуждать о «манипулировании»? Вспомните хотя бы торжественное вручение придуманной театральной премии губернатору (к счастью, бывшему) Матвиенко В.И. чуть ли не на следующий день после трагической гибели 6-летнего малыша. Вина за смерть этого мальчика- и на Вашей бывшей патронессе. В том числе. Так что о каком «манипулировании» можно говорить?..
Про ее недавние триумфальные «выборы» с явкой почти в 100 процентов я и не говорю…
И третье. Мне посоветовали текст этой статейки разместить на программке спектакля. Что я с радостью и сделаю. И будет Вам и речь Путина «в шутовской манере» и текст подведомственой Смольному газетки. И — все будет хорошо», — пишет Алексей.
Новый «Вальс на прощание» поставлен режиссером Владимиром Михельсоном по произведениям Иосифа Бродского. В Петербурге премьеру сыграли в начале лета, московскую премьеру сыграли в дни 20-летия августовского путча, и дату выбрали не наугад.
Как пишет «Коммерсант», «исторический фон для Девотченко чрезвычайно важен: Совдепия, из которой изгнали Бродского, и сегодняшняя путинская Россия образуют своего рода звуковую рамку, в которую заключен спектакль». «Вальс» начинается с радиорепортажа о торжественном заседании времен застоя, с перечислением фамилий членов политбюро, а заканчивается речью Владимира Путина, в которой он объявляет о создании «Народного фронта», но на упоминании «Единой России» пленка заедает, и путинский голос вновь и вновь повторяет название сегодняшней партии власти.