Предполагается, что комплексная система безопасности стоимостью 500 млн. рублей защитит пассажиров от возможных террористических атак.
Установка рамок металлодетекторов в петербургской подземке началась еще минувшей зимой, сразу после теракта в столичном аэропорту Домодедово. Руководил процессом усиления безопасности Сергей Автомонов, теперь уже экс-начальник УВД на метрополитене. Его преемник Владимир Шлапак линию своего предшественника продолжил.
На данный момент, по информации пресс-службы петербургского метрополитена, рамками оснащены 33 станции, расположенные в центре города. В частности, они есть на «Площади Восстания», «Маяковской», «Садовой» и других. На остальных эти элементы безопасности появятся до конца августа, в штатном режиме на всех 64-х станциях они заработают уже в последних числах месяца.
Как пишет БалтИнфо, устанавливаемые рамки аналогичны тем, что действуют на петербургских вокзалах, они реагируют исключительно на металл. Опасные предметы из других материалов или веществ приспособления не «увидят» — для этого есть другие приборы, о которых будет сказано ниже.
Впрочем, досматривать абсолютно всех пассажиров сотрудники метро не собираются — это и невозможно без остановки нормальной работы подземки. К этому процессу будут подходить избирательно – как правило, если человек имеет при себе объемную сумку либо ведет себя подозрительно, его могут попросить пройти через рамку.
Пассажир имеет право отказаться от этой процедуры, но в этом случае он обязан покинуть территорию метрополитена. Соответствующее требование недавно внесено в правила пользования подземкой, которыми официально разрешено досматривать пассажиров, их багаж, а также личные вещи.
В метрополитене уверяют, что на пропускной способности станций работа металлодетекторов не скажется.
Кроме детекторов, на 30-ти наиболее загруженных станциях петербургской подземки появятся досмотровые комнаты – также для «подозрительных» пассажиров. Первое такое помещение оборудовано на «Ладожской», но оно долгое время пустовало из-за отсутствия нормативной базы, разрешающей досмотры пассажиров метро. После того, как соответствующее изменение в правила внесено, этому направлению обеспечения безопасности дали «зеленый свет». Вторая досмотровая комната сооружается на станции «Технологический институт».
Рамками и досмотрами в метро не ограничатся. Комитет по транспорту уже приобрел для петербургского метрополитена 56 портативных обнаружителей паров взрывчатых веществ и 19 переносных рентгенотелевизионных комплексов. Они обошлись городу в 19 и 15 миллионов рублей соответственно. Анализаторы реагируют на три вида взрывчатки, а рентгенотелевизионные комплексы могут распознать вид оружия или тип взрывчатых веществ.
Всего на обеспечение мер безопасности в петербургской подземке в течение этого года федеральным бюджетом выделено 500 млн. рублей, сколько из них потрачено на рамки, в метрополитене не уточняют.
Добавим, федеральные власти в течение трех лет финансируют реализацию Комплексной программы безопасности населения на транспорте в размере 46,7 миллиардов рублей. Из них на долю метрополитена приходится 12 миллиардов, железнодорожную дорогу оснастят на 3,9 миллиарда, воздушный транспорт – на 2,7 миллиарда рублей, на морской и внутренний водный транспорт заложены 7,7 миллиарда рублей.
Также учтены расходы на обеспечение функций по контролю и надзору по обеспечению безопасности и на мероприятия, направленные на интеграцию соответствующих систем, организацию учений и информирование пассажиров.