Одна из самых перспективных и востребованных московских художниц молодого поколения, Понировская создает кибернетические игрушки, роботы-химеры, запрограммированных обаятельных уродцев, в которых при желании современный человек может опознать себя, сообщает сайт Эрмитажа. По принципу «исцелять подобное подобным», художница помещает их в «клинику» — специальную искусственную среду, где гуманные «врачи» (и зрители) осуществляют над страдальцами манипуляции, возможно, лечебные. Суть проекта — извечный, во все времена и во всех обстоятельствах задаваемый вопрос — кто я? я ли это? и что со мной будет? Не дает ответа.
Злата Понировская: «Роботы, как создания нового высокотехнологичного мира абсолютно меня завораживают. Мне интересно наделять их мыслями, чувствами, притворяться, будто они живые, и видеть их непритворную, настоящую жизнь, происходящую не для наблюдателя или интерпретатора, а как бы на самом деле.
В моей «клинике» появляются на свет животные-роботы. Механизмы, ожившие в лаборатории под наблюдением ученых.
Зрителям разрешается контактировать с объектами наблюдения.» (www.ncca-spb.ru)
Открытие проекта Златы Понировской — 30 января в 17:00 в выставочном зале Молодёжного центра.
31 января в 18:00 в лекционном зале Молодёжного центра — мастер-класс художницы.
Злата Понировская. «Клиника»
(кибернетические объекты, инсталляция)
30 января — 10 февраля 2008 года
Молодёжный образовательный центр Эрмитажа
Главный штаб
Набережная реки Мойки, 45
Тел./ факс 710-95-30
Выставочный зал открыт с 12.00 до 17.30
Воскресенье с 12.00 до 16.30
Выходной — понедельник
Фото с сайта www.cyland.ru
Злата Понировская потрошит игрушки — сдирает плюшевую шкурку, выковыривает пластмассовые глазки, отрывает лапки и крылышки. Прижигает раны эпоксидной смолой, поливает кислотными красителями, во грудь отверстую вдвигает копеечный механизм и батарейку, — и с чистой совестью пускает новорожденную тварь в бескрайний мир, пишет Марина Колдобская на сайте www.cyland.ru.
Неизвестно как, они общаются между собой. Непонятным образом они общаются с нами. Они видят, слышат, чувствуют. Возможно, обладают разумом и волей. Вероятно, спариваются. Не исключено, поедают друг друга. Очень может быть, у них существует общественная жизнь. Рано или поздно они предъявят ее нам.
Как-то на лестнице ЦДХ я чуть не сломала себе шею, поскользнувшись на роботе, который самостоятельно уполз с галерейного стенда и пустился в поход. Эти твари упорно не желают водиться в отведенных искусству местах. Они хотят к людям. Возможно, чтобы отомстить. Хотя если послушать Злату, cитуация под контролем: идет научный эксперимент, инженер-исследователь вывел популяцию киборгов, разводит их, холит, лелеет, изучает.
Понировская, биолог по образованию, закономерно подпадает под обаяние медицинских сенсаций. У ее тварей есть родственники в настоящих лабораториях: младенцы в пробирке, овечки-клоны, запасные почки-печенки.
Еще очевиднее родственники и предшественники в масс-культуре: голливудские терминаторы, големы, ходячие мумии и прочие the Things.
А если совсем близко – китайские игрушечные крысы и ползуны-десантники, что копошатся под ногами у прохожих в переходах метро. Понировская творит, как положено — из мусора цивилизации, не ведая стыда.
Мишка, которому вовремя оторвали лапу, но из гуманных соображений не бросили, берет реванш.
СМОТРЕТЬ РЕПОРТАЖ НТВ