Девяностые в последнее время все чаще подвергаются осмыслению и пере-осмыслению, сообщает www.aktivist.ru. Появилась ностальгия по недавно ушедшему, возникла необходимость оценить собственные поступки, и, не то что подвести итоги, а понять, насколько ценно произведенное и произошедшее.
В искусстве 90-е – это время, когда экспериментальные жанры постепенно уходят на второй план. Профессионализм в цене, но искусство этого времени все еще свободно от канонов, — как жанровых, так и социальных. Плюс – слабое представление о рынке дает повод к самобытным проявлениям даже там, где интерес художников лежит в сфере коммерции.
Уже в конце десятилетия люди, склонные анализировать отечественный культурный процесс, стали по отношению к 90-м употреблять сомнительный термин «межвременье». Однако, пограничные столбы 90-х – это и рождение новорусского кинематографа, и расцвет Поп-механики, и образование Новой академии… – все, что из 2008-го видится скорее, как плод недостижимых по чистоте и силе художественных усилий.
Сегодня политическая конъюнктура заставляет людей, управляющих государством, выделять негативные стороны той эпохи. Это выгодно не только политикам. Поэтому и появляется верноподданническое обращение к главе государства, сделанное почему-то от имени всех деятелей российского искусства, где, в ущерб прошлому, культурный провал нулевых годов реабилитирован очень странным образом: «Проводимая Вами мудрая государственная политика позволила российской культуре обрести новую жизнь».
Пусть г.г. З.Церетели, Т.Салахову, А.Чаркину, Н.Михалкову «наша эра» кажется эпохой расцвета. Мы придерживаемся мнения, что короткий период ренессанса в России приходится именно на 80-е — 90-е, Героическое время.
Тема 90-х необъятна. Имена, места, события – одно перечисление – может стать предметом научных изысканий. Впереди – разговор о галереях и сквотах, сообществах и группах, кинематографе и литературе, философии, фотографии, прессе, персонах, фестивалях…
Первая неделя в ГЭЗ-21, посвященная петербургскому искусству 90-х, коснется нескольких направлений: Музыка и культура коммуникации (индустриальная электроника), Арт (перформанс), Визуальное искусство (видео-арт), Театр (Формальный театр Андрея Могучего, АХЕ, театр Гунн-Го), Галерейное движение.
В каждом разделе будет представлена программа документации и сами произведения, относящиеся к интересующему нас периоду, которые предварят блиц-научные конференции, передает www.gif.ru. Конечно, пока и эти темы будут представлены лишь частично. Но впереди у нас еще серия «недель 90-х». А там глядишь, возьмемся и за «Начала», за 80-е.
Программа Первой недели «Проекта революции». (Девяностые в петербургском искусстве):
19 февраля, вторник, 20.00
Видео-арт 90-х.
Открытие ПВА – Петербургского видео-архива.
Андрей Хлобыстин, создатель известного «Архива и Библиотеки независимого искусства», режиссер, куратор Иветта Померанцева, и ряд других деятелей современной культуры задумали этот проект, желая не только заархивировать и разложить по полочкам творчество времен Героической эпохи. Цели гораздо шире – нащупать «времен связующую нить» путем коллекционирования современного видео-арта. .Программа ПВА, посвященная 90-ым и презентация нового Архива пройдет при участии художников, режиссеров – идеологов и основателей независимого кино, пионеров видео-арта.
20 февраля, среда, 19.00
Перформанс 90-х.
Биеннале независимого искусства, проводившаяся в Петербурге в 90-х, как и наш фестиваль, была разбита по секциям. Одна из них – перформанс – вид искусства, ныне почти исчезнувший из практики, для того времени был знаковым. В коллекции арт-директора Биеннале, Дмитрия Шубина, сохранились записи программ перформансов. Мы посмотрим их. Послушаем комментарии искусствоведа и философа Валерия Савчука, куратора Программы Перформансов Петербургского Биеннале Ольги Егоровой (Цапли), художников Натальи Першиной (Глюкли), Виктора Кузнецова, Светланы Носовой, Олега Маслова и других участников процесса.
21 февраля, четверг. 19.00
Галерейное движение 90-х.
Галерея «Ариадна» и выставка «40 лет современного искусства» в Гавани, Галерея 10-10, Галерея 103, Новая Академия Изящных Искусств Тимура Новикова, Галерея 21, Галерея «Navicula Artis”. В программе – видеозаписи, архивные фотографии, выступления участников движения Глеба Ершова, Олеси Туркиной, Екатерины Андреевой, Аллы Митрофановой, Сергея Ковальского, Ирины Актугановой, Светланы Козак, Александра Менуса и др.
22 февраля, пятница, 20.00
Экспериментальный звук 90-х.
Theodor Bastard (Федор Сволочь), «Bardoseneticube», «Волшебный мертвец».
+ видеозаписи концертов ГЭЗе.
BARDOSENETICCUBE ВОЛШЕБНЫЙ МЕРТВЕЦ Фото с сайта www.tac.spb.ru
23 февраля, суббота, 19.00
Театр 90-х
Лицедеи, Формальный театр, Да-Нет, До-театр, Особняк, Метамарфозы, Реальный театр, Дерево, Театр Абсюрдада, Гунг-Го, Русский инженерный театр АХЕ, Парамон-театр, Суббота… Всего во время «студийного бума» у нас работало около ста театров. Профессиональные, полупрофессиональные и любительские, — тогда сложилась уникальная ситуация, когда они имели одинаковые шансы выжить или умереть, получить признание публики или исчезнуть с афиш.
В это же время, Андрей могучий организует в Петербурге фестиваль «Солнцеворот», на который приглашает самые интересные экспериментальные театры Восточной и Западной Европы – размах, который удалось повторить разве что московскому фестивалю Net, уже в следующем десятилетии.
Андрей Могучий, Алексей Слюсарчук, Максим Исаев, Павел Семченко, Сергей Гогун, а так же театральные критики и видеозаписи спектаклей, которых уже нет.
В Арт-буфете и концертном зале – фотовыставка из архивов Техно-Арт-Центра.
ГЭЗ-21
АРТ-ЦЕНТР «ПУШКИНСКАЯ 10»,
Лиговский пр.53, флигель B, 3-й этаж
764 52 58;
info@tac.spb.ru
http://www.tac.spb.ru/
http://community.livejournal.com/gez21_club