Госдума на пленарном заседании во вторник приняла постановление о ратификации протокола о присоединении России к Всемирной торговой организации (ВТО).
Протокол о присоединении РФ к Марракешскому соглашению об учреждении ВТО был подписан в Женеве 16 декабря 2011 года.
При поименном голосовании ратификацию поддержали только депутаты фракции «Единая Россия». Представители всех оппозиционных фракций высказались против.
Протоколом предусматривается, что Россия в качестве государства — члена ВТО принимает на себя все обязательства по Марракешскому соглашению об учреждении этой организации. Переходные периоды для либерализации доступа на рынок составляют 2-3 года, по наиболее чувствительным товарам — 5-7 лет.
К чувствительным отраслям, в которых могут возникнуть определенные экономические и финансовые сложности в связи с новыми условиями, вызванными членством России в ВТО, относятся автомобильная промышленность, сельское хозяйство, сельхозмашиностроение, легкая промышленность.
Документ вызвал много споров как в бизнес-сообществе, так и у парламентариев, вплоть до обращения в Конституционный суд с просьбой проверить протокол о присоединении РФ к ВТО на соответствие Конституции РФ. По мнению заявителей, при внесении протокола на ратификацию в Госдуму была нарушена конституционная процедура. Кроме того, они оспаривали конституционность отдельных приложений к протоколу.
КС 9 июля объявил, что не усматривает нарушений Основного закона при подписании пока еще не вступившего в силу протокола о вхождении РФ в ВТО.
Дорога в ВТО
В середине ноября 2011 года рабочая группа по присоединению России к ВТО утвердила пакет документов, включая свой доклад и обязательства по доступу на рынок товаров и услуг. Тогда Россия формально завершила переговоры о вступлении в ВТО, членства в которой добивается с 1993 года, и может стать полноправным членом организации уже летом 2012 года.
Активный переговорный процесс по присоединению России к ВТО начался в 1995 году. Стороны как в двухстороннем формате, так и в формате рабочих групп обсуждали тарифную политику, господдержку сельского хозяйства, промсборку автомобилей в РФ, доступ на российский рынок услуг иностранных поставщиков и многие другие вопросы.
В начале 2008 года российские власти полагали, что финал близок, однако из-за упорства главных партнеров по переговорам — Брюсселя и Вашингтона — сроки отодвинулись. Россия заявила, что будет вступать в ВТО вместе с партнерами по Таможенному союзу — Белоруссией и Казахстаном — и приостановила двусторонние переговоры, однако позже стороны решили их возобновить.
Вместе с тем, как заявлял глава департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ Максим Медведков, Россия не стала рекордсменом по продолжительности ведения переговоров по присоединению к ВТО, первенство — у Алжира, который присоединяется с 1987 года.
Условия и выгоды
В рамках вступления в организацию РФ согласилась снизить средневзвешенную ставку импортных пошлин до 7,1% с нынешних 10,3%, в том числе на сельхозпродукцию — до 11,3% с нынешних 15,6%, на промышленные товары — до 6,4% с 9,4%. По оценкам Минэкономразвития, только устранение барьеров для российского экспорта после присоединения к ВТО создаст в стране до 40 тысяч рабочих мест.
Кроме того, максимальная сумма таможенных сборов за оформление товаров в РФ будет снижена в 3,3 раза, до 30 тысяч рублей с нынешних 100 тысяч рублей, а налогообложение российских и импортных товаров должно быть унифицировано с даты присоединения.
По словам Медведкова, членство в ВТО даст РФ ряд преимуществ. Например, от применения упрощенных таможенных процедур экономические операторы ежегодно получают выгоду в 900 миллиардов долларов в рамках мировой торговли, а в рамках России такая выгода составит 18 миллиардов долларов, приводил Медведков оценки ОЭСР.
По оценке Всемирного банка, вступление РФ в ВТО в течение трех лет будет приносить стране около 3,3% ВВП в год, а через десять лет — за счет позитивного влияния на инвестиционный климат — выгода может увеличиться до 11% ВВП (около 162 миллиардов долларов). Эти расчетные выгоды Россия будет получать каждый год, то есть они не будут разовыми, причем в выигрыше будут все регионы, однако в наибольшей степени выиграют те субъекты РФ, которые преуспеют в привлечении прямых иностранных инвестиций. По прогнозу ВБ, в наибольшем выигрыше окажутся Северо-Запад, включая Санкт-Петербург, и Дальний Восток.
Эксперты ВБ добавляют, что доходы среднестатистического российского домохозяйства могут увеличиться на 7,2% в год, при этом более чем у 99% домохозяйств прирост доходов составит от 2% до 25% каждый год. «Заработные платы квалифицированных специалистов и неквалифицированных рабочих, по оценкам, в среднесрочной перспективе вырастут примерно на 5% и 4% соответственно, а в долгосрочной перспективе — примерно на 17% и 13%.
Квалифицированные работники и городское население должны выиграть больше, чем население в среднем, благодаря увеличению притока иностранных инвестиций в сектор бизнес-услуг, использующий в большом количестве квалифицированные кадры», — отмечается в докладе.
Сам Медведков говорил ранее о том, что федеральный бюджет РФ в последний год семилетнего переходного периода может недополучить около 230-240 миллиардов рублей из-за понижения таможенных пошлин, но вместе с тем, такие потери возможны при условии сохранения нынешних объемов торговли.
Представитель МЭР считает, что вероятность таких потерь невелика, так как в результате снижения пошлин возрастет объем торговли.
За и против
За ратификацию протокола проголосовали только депутаты «Единой России». Представители всех оппозиционных фракций в Госдуме высказались против вступления России в ВТО.
Фракция КПРФ приняла решение голосовать категорически против ратификации протокола. При этом фракция намерена вновь обратится в Конституционный суд РФ с запросом проверить законность принятия данного документа, сообщил депутат от КПРФ Николай Коломейцев.
«Мы глубоко убеждены, что от вступления в ВТО России выигрывают только транснациональные корпорации и наши олигархи. Основная масса людей будет в проигрыше», — заявил зампред ЦК КПРФ, депутат Владимир Кашин. По мнению Кашина, решение о вступлении в ВТО можно было принимать только после широкого общественного обсуждения и проведения всенародного референдума.
По словам главы фракции ЛДПР Владимира Жириновского: «Власти за рубежом берут якобы дешевые долги, все деньги уводятся в оффшоры. Мы давно уже в ВТО. Зачем нам еще больше присоединяться, чтобы нас еще больше душили и давили?»
«Если было бы наоборот, мы бы регулировали внешнюю торговлю, мы бы увеличили экспортные пошлины, импортные пошлины. Защитили бы нашу промышленность, развили бы обрабатывающую промышленность. Тогда можно было бы подумать о том, что может быть мы получим плюс от вступления. Сейчас мы производим для своих дороже и меньше, а на экспорт дешевле и больше», — считает Жириновский.
«В целом не понятно, какие же отрасли в результате вступления ВТО выигрывают, чего мы добились и что мы отстояли?» — заметила в свою очередь представитель «Справедливой России», первый зампред бюджетного комитета Госдумы Оксана Дмитриева.
«Можно предположить, что вступление в ВТО для России сейчас, по крайней мере, поспешно: у нас нет расчетов, прогнозов, доказательств. Выгоды не просчитаны не только количественно, они не обозначены даже вербально», — сказала она.
«Есть ощущение, что по нескольким позициям было довольно квалифицированное лоббирование, про некоторые виды услуг забыли совсем, и они не отражены в соглашении. Например, в сфере инноваций нет ни слова о защите наших патентов, изобретений, ноу-хау», — добавила Дмитриева.
Член фракции «Единая Россия», глава комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский заявил, что вступление в ВТО — это новые возможности для всех сфер российского производства, широкий доступ к огромному ассортименту товаров и услуг и снижение цен.
«Но мы должны честно сказать, что нашим производителям на первых порах будет непросто. Чтобы конкурировать с зарубежными предприятиями, придется очень быстро перестраиваться, создавать условия для производства более качественной и конкурентоспособной продукции», — сказал Руденский.
В свою очередь зампред комитета Госдумы по аграрным вопросам, единоросска Надежда Школкина отметила, что агропромышленный страны комплекс оценивает вступление России в ВТО без особого энтузиазма.
«Прежде всего это связано с неконкурентоспособностью отечественных сельхозпроизводителей. Большой износ техники — более 50%, из 25 тысяч отечественных сельхозпредприятий на современном технологическом уровне работают чуть более 1%, высокая кредиторская задолженность сельхозпредприятий также ставит отрасль в заведомо неравные конкурентные условия по сравнению с другими участниками ВТО», — заявила депутат.
Однако, по ее мнению, ситуация не безвыходная, так как правительство может найти в бюджете ресурсы по увеличению финансирования госпрограммы развития сельского хозяйства до 2020 года в соответствии с разрешенным уровнем поддержки, предусмотренным соглашением ВТО.
«По существу продавать нам нечего, кроме военной техники, ну вот еще минеральных удобрений. Объемы мизерные. Если нам нечего продавать, так зачем идти в ВТО на роль потребителя?» — заметил депутат от КПРФ Сергей Решульский.
«Но Россию готовят на роль необычного потребителя: важно не только то, чтобы она покупала как можно больше, — важнее всего, чтобы она ничего не производила», — добавил Решульский.
Первый зампред комитета Госдумы по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству, член «Справедливой России» Михаил Емельянов полагает, что Россия совершает ошибку, вступая в ВТО сейчас, а не позже. «Мы пытаемся открывать экономику тогда, когда она не модернизирована», — пояснил он.
«Весь мировой опыт говорит о том, что на начальном этапе модернизации необходимо проводить жесткую, протекционистскую политику, дать возможность промышленности встать на ноги, а потом уже открывать рынки. Мы вступаем в ВТО, когда 80% основных фондов устарели. Возникает вопрос: на какие деньги модернизировать экономику?» — сказал Емельянов.