Принято считать, что концерты классической музыки — это хоть убыточные, но социально ответственные предприятия, пишет «Коммерсант». Поэтому они требуют, во-первых, дотаций, во-вторых, навязчивого просветительского разжевывания добрым обывателям, почему им не обойтись без того, без чего они вполне обходятся. Это называется культурная политика. Но классическое музицирование не всегда так кротко и беспомощно. Когда доброго обывателя искушают сочинениями-брэндами типа «Времена года», «Свадьба Фигаро» или «Бетховен Девятая», он сам становится по-детски кротким. Потому что ему подают сладкую, десертную классику. А кто же не любит сладостей.
Открыл фестиваль петербургский любимец, скрипач Сергей Стадлер (на фото) с «Посвящением Ойстраху». Пожалуй, только в этом концерте фестиваля есть симпатичная и небанальная деталь — скрипка играет в дуэте с гитарой. Не изменяя своей традиции, Сергей Стадлер провел небольшую пояснительную лекцию об исполняемой им музыке. Затем он в паре с Дмитрием Татаркиным исполнил две сонаты Вивальди для скрипки и гитары, Большой концертный дуэт Марио Джулиани и десять сонат Никколо Паганини для того же состава. Интересно, что все это оригинальные сочинения, а не транскрипции.
Итальянский Просвет Нового Эрмитажа, где проходил концерт, был не просто заполнен публикой, а набит ею битком. Это становилось особенно чувствительно после финальных аккордов каждого опуса. Восторги были таковы, словно господа Стадлер и Татаркин забили гол или победили на выборах. А гулкая акустика зала, в которой о достоинствах исполнения можно было только догадываться, умножала аплодисменты троекратным резонансом. Кончено, титулованные солисты достойны такого успеха. Но успех недостоин их: концерт затеян был не для того, чтобы слушать музыку, а чтобы вкушать прекрасное. Как дорогой качественный продукт в пластиковой упаковке. Не более того.
Фестиваль «Посвящение маэстро» — дань памяти величайшим композиторам, юбилеи которых отмечаются в этом году. Так, в 2008 году исполняется 330 лет со дня рождения Вивальди (1678-1741), 195 лет со дня рождения Верди (1813-1891), 170 лет со дня рождения Бизе (1838-1875), 100 лет со дня рождения Герберта фон Караяна (1908-1989) и 100 лет со дня рождения Давида Ойстраха (1908-1974), пишет www.classicalmusicnews.ru.
7 марта в Гербовом зале Зимнего дворца, слушателям представит свою программу прославленный баритон, Заслуженный артист России, солист Мариинского театра Василий Герелло, который исполнит любимые арии из опер итальянских композиторов в сопровождении Государственного симфонического оркестра «Классика» под управлением Канторова.
В джазовом концерте 10 марта, посвященном Гершвину, также впервые на сцене Эрмитажного театра можно будет услышать диалог «старой» и «новой» школ джазового исполнительства – выступят Маэстро Давид Голощекин и молодой, но уже знаменитый коллектив «Сергей Григорьев трио». И, наконец, на торжественном закрытии Фестиваля в концерте, посвященном 100-летию со дня рождения Герберта фон Караяна, в Гербовом зала Зимнего дворца прозвучит Симфония N9 Бетховена в исполнении Оркестра Государственного Эрмитажа и Петербургского Камерного хора. За дирижерским пультом будет стоять известный московский дирижер Феликс Коробов, а также в концерте примут участие солисты Московского академического театра имени Станиславского и Немировича-Данченко.
Фестиваль организован Государственным Эрмитажем и продюсерским центром «Домус». Председатель Художественного совета и Организационного комитета фестиваля – директор Государственного Эрмитажа Михаил Пиотровский. Фестиваль завершится 12 марта.
КСТАТИ
Сергей Стадлер назначен главным дирижером Симфонического оркестра России
Народный артист России Сергей Стадлер назначен главным дирижером Симфонического оркестра России. Об этом сообщило Федеральное агентство по культуре и кинематографии. Уже 21 марта в Доме Союзов состоится первое выступление оркестра под его руководством, передает канал «Культура».
Сергей Стадлер – всемирно известный скрипач. Он выступает с оркестрами Санкт-Петербургской, Лондонской, Чешской филармоний, с Оркестром де Пари и Государственным оркестром России и с многими другими. Стадлер участвует в наиболее значимых фестивалях классической музыки в России и за рубежом. Он единственный скрипач в мире, который был удостоен чести играть на скрипке великого Паганини в «живом» концерте.
В качестве дирижера он дебютировал в 1997 году, когда выступал в Георгиевском зале Эрмитажа и дирижировал ораторией Гайдна «Сотворение мира».