Сцена была оформлена строго: черный задник, микшерский пульт, микрофон, пюпитр — все настраивало на встречу только с одним музыкантом. «Что там на афише было написано? А то я не видел»,— дружелюбно поинтересовался певец, появившись перед зрителями, пишет «Коммерсант». Многие из них наверняка застали те времена, когда фильм «Романс о влюбленных» был хитом, а концерты Александра Градского были такими же событиями, как нынче Земфиры. «Золотые песни»,— подсказали из зала. «Ну, вот их и споем».
И в подтверждение этих слов, маэстро, пошуровав кнопками на пульте, включил минусовку «Как молоды мы были». Хотя и ярый противник фонограмм, он все-таки позволяет себе подобные допущения, объясняя это тем, что проще петь под хороший минус, чем использовать группу среднего уровня. У Александра Градского получилось суперкараоке со знаком качества. Инструментальные записи были сделаны на концерте десятилетней давности, когда с певцом выступали симфонический оркестр под управлением Светланова и оркестр русских народных инструментов под управлением Калинина — их в этот раз и услышали зрители.
Вслед за отечественной классикой, демонстрируя свои прославленные трехоктавные способности, артист выдал подряд целую серию популярных романсов и арий — «La donna e mobile», «O sole mio» и «Santa Lucia». «Назвался тенором — надо петь»,— объявил он. И запел. В данном случае система звукоусиления в «Октябрьском» была почти лишней, зал он мог бы пробить и собственными силами. Когда певец в запале откидывал голову, в его очках отражались синие софиты на потолке, так что вдобавок к децибелам, казалось, он мечет и молнии.
Эстрадная часть, в которой минусовка была уже попроще, раскрыла главный недостаток современных классиков российской музыки. Здесь Александра Градского можно поставить на одну ступень с Юрием Антоновым. Оба закалены сценой, знают, почем понюшка табака в шоу-бизнесе, и идут каким-то своим параллельным путем. Но при всем их таланте и умении результат получается слишком предсказуемый. В таких песнях, как «Это было у моря» или «Старые фотографии», можно услышать и дивный вокал, и занятные романтические стихи, но аранжировки и гармонии вылизаны донельзя. Наши мэтры слишком хорошо знают, «какой должна быть музыка», и оттого консервативны сверх меры.
В какой-то момент техника Александра Градского все-таки подвела — заиграла музыка, а певец, озадаченно взглянув на пульт, бросился перелистывать ноты. Дело кончилось тем, что песня была выключена прямо посередине, а облегченно вздохнувший артист наконец-то открыл нужную страницу. Завершался концерт под безотказную гитару-двенадцатиструнку и хиты, самому старому из которых было больше сорока лет.
К этому времени в зале по просьбе артиста был включен свет, и, рассмотрев людей, певец разговорился. Концерт превратился в «творческую встречу». От баек был свой толк — они помогали вытягивать почтенные вещи, от которых при ином раскладе слишком уж несло бы нафталином. Господин Градский не упускал возможности втыкать шпильки. «Один известный музыкальный критик после этой песни назвал меня первым советским панком. Я с ним, правда, давно уже не разговариваю, даже когда рядом сижу»,— сообщил он перед «Птицефермой». Для тех, кто не в курсе, речь шла об Артемии Троицком и его книге «Рок в Союзе».
Серьезного и сосредоточенного маэстро Градского как подменили — он отпускал двусмысленные шутки и, откровенно хохоча, исполнял вещи вроде «Я с тещей не ссорюсь…» или «Ванька-встанька» (как было объявлено, «детская сексуальная песня»). Интеллигентные немолодые тетеньки хихикали, как школьницы, а артисту, кажется, только того и нужно было — слегка ошарашить цивильную аудиторию. Но главным сюрпризом оказалась финальная подборка песен, в которых Градский неожиданно предстал как представитель либеральной оппозиции. «Антиперестроечный блюз» и «Мы не ждали перемен…», написанные еще лет двадцать назад, вызвали настоящую овацию.
СПРАВКА: Александр Борисович Градский — советский и российский певец, мультиинструменталист, поэт и композитор, пишет ru.wikipedia.org.
Основатель третьей по времени создания (после «Братьев» и «Соколов») советской рок-группы «Славяне» (1965 г.) и принёсшей ему наибольшую популярность — «Скоморохи» (1966 г.). Также принимал участие в группах «Тараканы», «Лос Панчос», «Скифы». Выпускник факультета сольного пения ГМПИ им. Гнесиных (1974 г.). Автор первой советской рок-оперы «Стадион» (памяти Виктора Хары) (1973), музыки к первому отечественному рок-балету «Человек» (по роману Редьярда Киплинга). С 1987 г. член Союза композиторов. Автор музыки более чем к 40 художественным фильмам, нескольким десяткам документальных и мультипликационных фильмов. Выпустил более 15 долгоиграющих дисков, автор нескольких рок-опер и рок-балетов, множества песен. В 1988 г. исполнил партию Звездочета в опере Римского-Корсакова «Золотой петушок» в спектакле Большого театра (дирижёр — Евгений Светланов). За музыку к кинофильму «Романс о влюблённых» удостоен титула «Звезда года» за 1974 г. от международного музыкального журнала «Биллбоард». Александр Градский участвовал в телепрограмме «Белый попугай».