В то же время, в течение последних двух недель, в городе наблюдается острый дефицит дизельного топлива.
ПО сообщению ИА «Фонтанка», у операторов АЗС, за последние несколько недель цены на дизельное топливо повышали компании «Лукойл-Северо-Запад-нефтепродукт» на 50 копеек до 18,00-18,10 рубля за литр, «Фаэтон» на 50-70 копеек в среднем до 19,00 рублей, «Несте-Санкт-Петербург» на 50 копеек до 18,90 рубля. Другие продавцы нефтепродуктов только готовятся к повышению.Кстати, нечто подобное происходило и в Москве.
Так, по мнению президента НП «Нефтяной клуб Санкт-Петербурга» Олега Ашихмина, обеспечить топливом автозаправочные станции нефтяные компании могут только из собственных ресурсов. Независимые трейдеры купить дизельное топливо в свободной продаже практически не могут. Следствием дефицита стало повышение розничных цен на дизельное топливо на городских заправках.
Сейчас, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) проверяет нефтеперерабатывающие заводы на предмет плановых и фактических ремонтных и профилактических работ, приведших к сокращению объемов производства нефтепродуктов. В ФАС отмечают, что снижение количества объемов переработки нефти напрямую влияет на рост отпускных цен, в том числе и на дизтопливо.
Ранее предполагалось, что в ноябре многие нефтеперерабатывающие заводы заработают на полную мощность, выйдя из состояния профилактических ремонтов, но ожидания рынка не оправдались.
По мнению исполнительного директора Российского топливного союза Григория Сергиенко, относительно дефицита нефтепродуктов в розничной продаже по Москве, и как следствие, роста цен на бензин, сложно делать обобщения. Он отмечает, что, с одной стороны, вертикально-интегрированные нефтяные компании (ВИНК), способные обеспечить автозаправочные станции топливом из собственных ресурсов, кризиса на топливном рынке не ощущают.
С другой стороны, независимым операторам купить топливо на свободном рынке практически невозможно. Однако, по его словам, компании, перерабатывающие свою нефть, имеют собственные запасы и дефицита не испытывают. В то же время, эксперты зафиксировали некоторый подъем цен на бензин.
Как отмечает аналитик «Тройки Диалог» Валерий Нeстеров, в условиях повышения цен на нефтепродукты можно ожидать дальнейшего роста увеличения пошлин для сдерживания цен на топливо на внутреннем рынке, и то, что будущий год станет для России выборным, серьезно повышает этот вариант развития событий. «Россия близка к пределу своих возможностей по экспорту нефтепродуктов. Если еще несколько лет назад он составлял около 60 млн т, то сейчас, без каких-то серьезных инвестиций в инфраструктуру, он превышает 110 млн т в год, — отмечает г-н Нeстеров. — При всем этом вряд ли в ближайшее время возможен серьезный рост экспорта, а заполнение трубопроводов будет достигаться за счет сокращения железнодорожных потоков». Правда, основной экспортный продукт переработки нефти, мазут, не может транспортироваться по трубопроводу и останется за ОАО «РЖД».
На петербургском рынке нефтепродуктов запуск в эксплуатацию в конце текущего года морского терминала «Транснефтепродукта», вряд ли окажет влияние, полагает президент Нефтяного клуба СПб Олег Ашихмин. «Киришский НПЗ, который обеспечивает до 40% потребностей города, и так ориентирован на экспорт примерно половины своей продукции, — рассказал он. — Кроме того, две трети бензина и дизельного топлива приходит сейчас в город по железной дороге, а не по трубопроводам из Киришей».
«Пока нефтяным компаниям выгоднее отправлять свою продукцию на экспорт, чем на внутренний рынок, однако уже со следующего года за счет дальнейшего повышения пошлин экспорт бензина АИ-95 и дизтоплива может стать менее прибыльным, чем направление их на российские АЗС, — отмечает Леонид Чурилов, первый заместитель гендиректора крупнейшего городского розничного оператора АЗС Петербургской топливной компании, комментирует РБК.
В Петербурге, в среднем, бензин марки АИ -92 можно купить за 19.70 за литр, а заправиться АИ — 95 можно за 22,00 рубля. Самый дорогой бензин, марки АИ — 98, можно приобрести, в среднем, по 25,00 рублей за литр топлива.