«Коллективный договор, подписанный в начале этого года, действует до конца февраля 2008 года. Что касается будущего договора, стороны должны приступить к обсуждению его условий с 26 ноября. Мы готовы к этим переговорам, но, как я уже сообщил лидерам профсоюза, администрация не будет их вести во время или под угрозой забастовки», – отметил глава завода.
Напомним, что профсоюз рабочих предприятия требует произвести повышение заработной платы персонала на на 30%, а дирекция посчитала эти требования чрезмерными и нуждающимися в длительном и детальном обсуждении.
Г-н Штрайт также предупредил, что рабочая обстановка и обсуждение условий нового договора необходимы для реализации планов Ford в России, в том числе расширения объемов производства завода и выпуска новой модели на заводе в Ленинградской области. К 2009 г. Ford планирует увеличить мощность Всеволожского завода с 72 000 машин в год до 125 000, вложив $100 млн. К концу 2008 г. завод должен начать выпуск Mondeo и в 2009 г. планирует собрать 25 000 машин этой модели, сообщают «Ведомости».
7 ноября рабочие уже провели предупредительную забастовку. Администрация завода подала иск, суд постановил перенести забастовку на 20 дней: профсоюз не согласовал с руководством минимум необходимых работ для поддержания безопасности производства.
На сегодняшний момент заводской профсоюз свои позиции не изменил. Более того, рабочие планируют бастовать сразу после того, как истечет назначенный судом срок. «Если администрация завода не пойдет нам навстречу, завод будет стоять», — предупредил один из лидеров бастующих.
Профсоюз рискует: инвестиционная программа Ford в России может быть свернута полностью или частично, считает аналитик ИК «Капитал» Михаил Пак: резкое повышение зарплат приводит к такому же резкому росту себестоимости машин.
Специалисты отмечают, что на автоаводах Ford и так одни из самых высоких зарплат в автопроме. Новое повышение создаст еще один повод, и рабочие снова будут бастовать.
СПРАВКА: Сейчас на заводе Ford работает около 2000 человек, средняя зарплата — 18 000 руб., т. е. компания платит им около 430 млн руб., считает управляющий директор AG Capital Александр Агибалов, а выполнив требования профсоюза, заплатит более 560 млн руб. в год, потеряв 130 млн руб. (более $5 млн). Это не настолько большие деньги, чтобы отказаться от инвестпрограммы ценой $100 млн, резюмирует Агибалов, сообщает dp.ru
Забастовки профсоюзов на Ford
2005 г.
2 ноября – первая предупредительная забастовка, бастовало 350 человек, требовали повысить зарплату на 30%.
21–28 ноября – итальянская забастовка; завод собрал на 25% машин меньше. По словам Этманова, от увеличения зарплаты на 12% профсоюз отказался.
2006 г.
13–17 марта – после итальянской забастовки зарплата выросла на 14%.
2007 г.
14–15 февраля – после забастовки: колдоговор на год, повышение зарплат на 14–20%, расширение соцпакета, доплата за вредность – до 7%.
7 ноября – предупредительная забастовка.