После допроса за несдержанное поведение из зала суда были удалены матери подсудимых Тимура Саидгареева и Владислава Баранова, пишет «Фонтанка.ру».
На прошлых заседаниях выступала сторона обвинения, теперь настал черед защиты.
Коллегии присяжных, которая рассматривает это дело, были представлены несколько свидетелей. Сначала допросили Дениса Архипова — заместителя директора агентства недвижимости «Максимум», через которое была арендована квартира на проспекте Культуры, где собирались подсудимые Тимур Саидгареев, Равиль Муратов и Владислав Баранов и где спецслужбы установили видео- и аудиозаписывающую аппаратуру.
Из показаний риэлтера выяснилось, что оба договора на аренду этой квартиры заключались с выходцем из Чечни Муслимом Эльмурзаевым (он сейчас находится в розыске), однако подписи арендатора ни на одном из договоров не оказалось, как и печати агентства недвижимости. Каким образом такое стало возможным, Денис Архипов пояснить суду не смог.
Затем суд допросил Ларису Баранову, мать подсудимого Владислава Баранова. Ее волнение было заметно издалека: женщина запиналась, давая показания, в глазах ее стояли слезы.
Она сразу же заявила, что тротиловую шашку, обнаруженную во время обыска в комнате общежития, где она проживает вместе со своими сыновьями Владиславом и Виктором, никто из них не приносил.
Знакомых среди силовиков или военных, у которых гипотетически можно было бы купить взрывчатку, у них тоже нет. По словам Ларисы Барановой, в их общежитии коридорная система, дверь в свою комнату, когда они выходят в туалет, в душ или на кухню, они не закрывают. Свидетельница выдвинула предположение, что тротиловую шашку могли подбросить сотрудники ФСБ.
Однако председательствующий в процессе судья Аркадий Кургузов попросил присяжных не принимать во внимание эти слова и удалил Ларису Баранову из зала «за несдержанное поведение». После этого свои показания дал Виктор Баранов, брат Владислава Баранова, который фактически подтвердил слова матери и не добавил к ее показаниям ничего нового.
Следующая свидетельница — мать подсудимого Тимура Саидгареева – Наталья рассказала о «составах для изготовления взрывчатки». Дело в том, что в квартире Саидгареевых при обыске были обнаружены сухое горючее, лимонная кислота и перекись водорода, а также рецепты изготовления взрывчатки.
Свидетельница объяснила, что был май, семейство готовилось к переезду на дачу и закупало необходимые вещи. Сухое горючее на даче использовалось для разжигания костра, перекись водорода для обработки ран, а лимонная кислота для консервации.
Наталья Саидгареева подтвердила, что ее сын очень серьезно относится к религии и регулярно совершает молитву, что ему делать в их квартире, где проживает 6 человек, не очень удобно. «Тимур молится, а через него приходится перешагивать», — сказала свидетельница. Однако прокурор посчитал, что женщина дает показания о личности подсудимых, что закон запрещает делать в присутствии присяжных.
Тогда Наталья Саидгареева парировала: «Вы что судите — истуканов или людей?!». После этого судья Аркадий Кургузов также удалил ее из зала.
Напомним, что, по версии обвинения, в апреле 2007 года при подстрекательстве некоего Муслима Ильмурзаева Тимур Саидгареев решил создать в Петербурге «джамаат» для ведения на берегах Невы «партизанских действий, как в Чечне».
В качестве первого объекта для теракта была избрана губернатор Валентина Матвиенко. За компанию предполагалось ликвидировать, как уверено обвинение, и петербургского муфтия Панчаева. К деятельности «джамаата» Саидгареев, якобы, привлек Муратова и Баранова, таких же новообращенных мусульман, как и он сам.
Устранение Валентины Матвиенко планировалось совершить на празднике Сабантуй в последнее воскресенье июня прошлого года. Все трое «заговорщиков» были арестованы сотрудниками УФСБ по Петербургу и Ленинградской области 17 мая прошлого года возле Цирка на Фонтанке при получении у некоего Анзора, переданного от Муслима сумки с гранатой, некоторого количества взрывчатки и взрывателей. Муслим Ильмурзаев и Анзор находятся в розыске.
Было возбуждено уголовное дело по статье «приготовление к покушению на жизнь государственного деятеля», в рамках которого всем троим задержанным дополнительно было предъявлено обвинение в незаконном обороте оружия и терроризме. В конце следствия молодые люди ходатайствовали о слушании их дела судом присяжных.
Вовремя допроса подсудимые заявили, что никакого покушения на Валентину Матвиенко они не готовили. Целью же акции на Сабантуе должно было стать привлечение внимание властей, населения и СМИ к проблемам, с которыми сталкиваются мусульмане в Петербурге
