Как сообщает «Фонтанка», город надеется на увеличение туристического потока, но может остаться без уже обязательного для их приема элемента инфраструктуры. Это не радует не только гостей города, но и горожан. Развитую инфраструктуру современного мегаполиста достаточно сложно предстваить без определенного набора различных услуг.
Интернет-кафе и точки доступа Wi-Fi уже давно стали обязательным элементом туристического сервиса, также как и банкоматы, информационные пункты, волонтеры, бесплатные карты, точки обмена валюты и т.д.
Как сообщили в Комитете по инвестициям и стратегическим проектам, в 2007 году Санкт-Петербург посетило 4,3 млн. туристов, в том числе 2,1 млн из зарубежных стран, а к 2010 планируется увеличить этот показатель до 5 млн человек в год. Но в программе развития Санкт-Петербурга как туристического центра про обеспечение его гостей средствами доступа в Интернет нет ни слова.
В справочник «Желтые страницы» включены адреса почти трех десятков Интернет-кафе. На официальном портале города для туристов обозначены только восемь (за вычетом Quo Vadis – уже семь). Не так давно закрылось Интернет-кафе Zebra на Московском вокзале.
Нет условий для работы
К сожалению, не все интернет — кафе «дотягивают» до необходимого уровня. Низкая подготовка персонала — не всегда администраторы владеют английским языком, играющие в компьютерные игры шумные подростки зачастую просто мешают, а компьютеры, предоставленные в почтовых отделениях связи вообще не удобны — находятся в общем зале и оплачивать работу на них нужно тому же оператору, который обьслуивает очереди по выдаче пенсий.
Дополнительные возможности есть у владельцев ноутбуков, карманных компьютеров и иных мобильных средств, оснащенных адаптером Wi-Fi. По данным международного информационного портала JiWire, в Санкт-Петербурге более 60 хот-спотов. В последнее время бесплатным доступом могут пользоваться и посетители ресторанов Макдональдс (в том числе на Невском проспекте и в здании гостиница «Москва»). В самих отелях ситуация сложнее. Только Radisson SAS Royal Hotel, номер в котором стоит от 400 евро в сутки и выше, предлагает своим постояльцам бесплатный Wi-Fi доступ в номерах. Гостям отеля «Невский палас» за эту услугу надо будет выложить 30 евро в сутки, Grand Hotel Europe (стоимость номера составляет около 800-1000 евро) – купить специальную карточку в бизнес-центре. Демократическая гостиница «Октябрьская» (стандартный номер стоит 5200-6000 рублей) предлагает заплатить за возможность работать во всемирной сети около 100 рублей в час.
Беспроводной доступ остается услугой для тех, кому нужно срочно проверить почту. Однако, с решением более сложных задач сеть справляется не всегда. Например, пользователи Wi-Fi в Москве уже начали жаловаться на обрывы соединения, проблемы с просмотром видео и с получением больших объемов информации. Посетителям столичных кафе в обозримом будущем не стоит рассчитывать на спокойную работу в Интернете: провайдеры признаются, что система слежения за Wi-Fi, которая позволяла бы оперативно решать возникающие проблемы, слишком дорога, сообщает akado.com.
Аренда слишком высока
По оценкам Ивана Буракова, гендиректора интернет кафе Quo Vadis, которое закроется до конца мая из-за повышения арендных ставок, сейчас иностранцы составляют около 40-45 процентов посетителей учреждения. И все же можно полагать, что судьба Quo Vadis была предрешена – богемные Интернет-кафе и иные подобные учреждения закрываются не только в России.
Фактически петербургский клуб повторил судьбу сети EasyInternet Cafe, созданной в 1999 году эксцентричным греческим бизнесменом Стелиос Хаджи-Иоанну (создателем и владельцем низкобюджетной авиакомпании EasyJet и ряда других «оранжевых» компаний). Всего было открыто несколько десятков так называемых дворцов хай-тек в Европе и США (в том числе на 800 мест в деловом центре Манхеттена). Также как и в авиаперевозках посетителям предлагалась плавающая цена услуг в зависимости от загрузки кафе (сейчас такую технологию использует CafeMax). Но только в 2006 году проект вышел на прибыль, а вложенные сотни миллионов долларов за почти десять лет бизнесмену так и не удалось вернуть. Пришлось сокращать штат, вводить самообслуживание клиентов, а часть помещений перепрофилировать под рестораны фаст-фуд, сообщает издание.
Отметим, что с высокой арендной платой в центре Петербурга не справляются не только интернет кафе, но и брендовые маркеты. Так, финская компания Stockmann лишилась одного из двух магазинов в Петербурге — на Финляндском проспекте. «Калинка — Стокманн» — известный продуктовый маркет класса «премиум» признан владельцами нерентабельным из-за резкого увеличения стоимости аренды -$70 за 1 м2 в месяц.