Конституционный суд РФ удовлетворил жалобу журналистки Мананы Асламазян по делу о проверке конституционности положения части 1 статьи 188 УК РФ, передает «Интерфакс».
Асламазян и ее адвокат обратили внимание на то, что при ввозе в Россию незадекларированной валюты на сумму, превышающую в любом эквиваленте 10 тысяч долларов, в отношении обладателя этой валюты начинают действовать сразу два положения из разных систем.
С одной стороны, недекларирование – это административное нарушение. С другой стороны – ввоз более 10 тысяч является уголовным преступлением – контрабандой.
Постановление Конституционного суда огласила судья Людмила Жаркова. Согласно решению суда, нормативное положение части 1 статьи 188 УК РФ утрачивает силу и не подлежит применению, а основанные на нем решения судов и иных органов подлежат пересмотру, в том числе и дело Асламазян.
Согласно оспариваемой части статьи 188 УК РФ, при привлечении уголовной ответственности за контрабанду незаконно ввезенной валюты считается не та ее часть, на которую были превышены разрешенные к ввозу 250 тысяч рублей, а вся сумма ввезенной валюты.
Равенство и справедливость для всех
КС РФ признал оспоренную норму не соответствующей Конституции РФ и нарушающей принципы равенства и справедливости. Суд указал в своем решении, что сам факт ввоза валюты не рассматривается в действующем законодательстве, как посягательство на интересы страны в сфере экономики. При этом противоправный характер приобретает недекларируемый ввоз валюты лишь в сумме, сверх разрешенной законом, пишет newsru.com
За подобное правонарушение установлена как административная, так и уголовная ответственность. При этом уголовная ответственность установлена для случаев недекларированного ввоза валюты в крупном размере.
КС РФ указал, что крупным может считаться лишь ввоз валюты, существенно превышающий разрешенную сумму. КС РФ признал, что уголовная ответственность может считаться законно установленной и отвечающей требованиям Конституции РФ лишь при условии, что она адекватна опасности преступления.
Как сообщила судья, вводя уголовную ответственность за контрабанду валюты, федеральный законодатель обязан был сформулировать норму таким образом, чтобы при признании размера недекларированной валюты как крупного из всей ввозимой суммы была исключена та ее часть, которая разрешена к ввозу без декларирования.
Прецедент
Защита Мананы Асламазян уже завтра подаст ходатайство о прекращении уголовного дела. Это будет сделано сразу по возвращении в Москву из Санкт-Петербурга, где Конституционный суд удовлетворил жалобу журналистки. «Я очень надеялась на это, потому что люди, посещавшие еще заседания КС в Москве, говорили, что суд настроен очень доброжелательно и намерен разобраться во всех нюансах законодательства… Конечно, я счастлива!» — заявила Асламазян «Эхe Петербурга».
Как сказал адвокат Асламазян Виктор Паршуткин, уголовное дело в отношение Асламазян должно быть прекращено, поскольку решение КС не подлежит обжалованию, а подлежит незамедлительному исполнению.
Паршуткин также подчеркнул, что принятое судом решение позволит пересмотреть подобные дела в отношение сотен тысяч людей, которые также преследовались за контрабанду.
История дела
Уголовное дело против Мананы Асламазян было возбуждено в январе прошлого года и имело негативные последствия для возглавляемого ею фонда «Образованные медиа».
18 апреля 2007 года в рамках дела о незаконном ввозе валюты в офисе фонда были проведены обыски и изъяты документы, из-за чего работа некоммерческой организации была парализована.
С 1 мая 2007 года фонд «Образованные медиа» приостановил свою работу, отправив сотрудников в отпуск. Спустя месяц, 29 мая, по указанию налоговой инспекции №3 города Москвы счета фонда были заморожены. В июле фонд прекратил свою деятельность. Дело вызвало широкий общественный резонанс.
В апреле 2007 года Владимиру Путину было направлено открытое письмо с просьбой вмешаться в ситуацию, подписанное более 2,5 тыс. журналистами. Ответа не последовало.
Напомним первое заседание Конституционного суда в Петербурге должно было состояться 22 мая, но было перенесено в связи с организационными трудностями.
Однако 60 переехавших сотрудников начали работу с трудом — всю неделю после переезда они мужественно сражались с трудностями: отсутствием связи, персонала и даже бумаги, пишет газета «Ведомости». Председатель Конституционного суда Валерий Зорькин и вовсе не приехал на первое заседание на новом месте.
Два источника в КС накануне рассказали газете, что председателя суда Валерия Зорькина на этом заседании не ожидают, так как он находится в больнице. Из-за плохого самочувствия председатель КС не смог прийти в минувшую пятницу и на юбилейное, тысячное заседание Госдумы.