Последними каплями, переполнившими чашу терпения Смольного, стали аварии, произошедшие после показательных мартовских и апрельских «порок» основных перевозчиков-нарушителей и самого Александра Дацюка, пишет «Коммерсант». Например, маршрутка, принадлежащая ОАО «Третий парк», на огромной скорости протаранила грузовую «Газель», из-за чего погибла одна пассажирка микроавтобуса и четыре человека были госпитализированы.
Как выяснили сотрудники ГИБДД, у маршрутки был отключен спидометр. В этот же день произошли еще две аварии с участием маршруток: на Театральной площади микроавтобус зацепил «Ладу» и на Васильевском острове столкнулись на тротуаре сразу четыре маршрутки. Таких случаев сотни – с начала года аварии с участием маршруток происходят каждый день.
С другой стороны, все нововведения Комитета последние годы походили лишь на «пиар»-акции, пишет Фонтанка.ру. Водители помнят громкое открытие 1 октября перехватывающей парковки, которая должна была избавить город от пробок. На стоянку было потрачено несколько сотен долларов бюджетных денег, однако до сих пор ей никто не пользуется. Как и не работают выделенные линии для общественного транспорта на Петроградской стороне.
Валентина Матвиенко подтвердила отставку
Губернатор косвенно подтвердила сообщение об отставке Дацюка: «Во вторник, на заседании правительства, я приведу все аргументации и мотивировки», — сказала Валентина Матвиенко. На вопрос журналистов, правы ли они в принципе, говоря об отставке главы транспортного комитета, губернатор улыбнулась: «Правы. Как вы можете быть не правы? Вы же все узнаете раньше всех. Иногда — раньше меня».
Новым главой комитета по транспорту администрации Петербурга будет назначен Александр Кадыров, до последнего времени возглавлявший ГУП «Городской центр размещения рекламы».
Соответствующий приказ о назначении должен быть подписан сегодня.
Александр Кадыров занимал пост директора ГЦРР с 23 декабря 2003 года. Ранее он возглавлял ИА «Росбалт». До своего прихода в медиабизнес работал в Главном разведывательном управлении. В 2000 году руководил аналитической группой в предвыборном штабе Владимира Путина.
СПРАВКА: Александр Макарович Дацюк занял пост председателя комитета по транспорту в октябре 2003 года. В Смольный пришел с должности генерального директора ГУП «Пассажиравтотранс», которую занимал с 1997 года. До этого с 1973 года работал на разных должностях во Втором автобусном парке: от старшего инженера до директора (избран на собрании коллектива в 1988 году).
Дацюк был на грани отставки три раза
В начале 2004-го имя Дацюка упоминалось в связи с распродажей территорий, с которых предполагалось вывести трамвайные парки. Речь шла о том, что получатели этих участков, расположенных в привлекательных районах Петербурга, заранее предопределены. Однако история не получила развития, так как информация не подтвердилась, пишет «Коммерсант».
Второй раз Дацюк чуть не ушел в отставку в 2005 году. Тогда из бюджетно-финансового комитета (БФК) ЗакСа направили в прокуратуру данные, в которых утверждалось, что Александр Дацюк закрывал глаза на многочисленные нарушения в деятельности «Горэлектротранса» (среди них, в частности, сделка по продаже базы отдыха в Комарово — всего за 40 тыс. рублей, которая была проведена бывшим гендиректором «Горэлектротранса» Валентином Полушиным буквально в последний день его работы с грубыми нарушениями закона об использовании госсобственности).
Особенно ситуация вокруг Дацюка обострилась после состоявшегося в 2006 году конкурса на право пассажироперевозок по городским маршрутам. В результате этого конкурса из 52 компаний, обслуживающих маршруты, осталось всего семь, в основном лоты поделили между тремя компаниями: ОАО «Третий парк» (29%), ООО «Питеравто» (26%) и ГУП «Пассажиравтотранс» (25%). Остальное досталось четырем предприятиям: «Вест-Сервис», Петербургская транспортная компания, «Барс» и «Такси-2». Победители взяли обязательства обслуживать социальные маршруты по установленным тарифам, а взамен получили городские субсидии и право зарабатывать на коммерческих маршрутах. Проигравшие компании были уверены, что целью конкурса было вытеснить с рынка малые транспортные предприятия и поделить рынок между фирмами, связанными с руководством комитета по транспорту. Половина из проигравших разорились, остальные занялись нелегальным извозом и, по оценкам экспертов, сумели занять 30-40% всего городского рынка маршрутных перевозок.
В итоге чтобы обеспечить достаточное количество подвижного состава, перевозчикам пришлось задействовать морально устаревшие и физически изношенные микроавтобусы «Газель». А для восполнения дефицита водителей в массовом порядке завозить кадры из стран ближнего зарубежья, в основном из Средней Азии, так как они обходятся работодателю чуть ли не вдвое дешевле, чем россияне, да еще и крайне непритязательны в смысле бытовых условий.
СПРАВКА: По данным Северо-Западного межрегионального управления государственного автодорожного надзора, за 2007 год зарегистрировано 498 ДТП с участием маршруток, из них 149 по вине их водителей. Пострадало 206 человек, погибли шесть. За два месяца 2008 года отмечено 66 ДТП, 31 — по вине водителей, 44 человека пострадали, пятеро погибли.
Основными нарушителями были названы Третий парк и «Питеравто». Но несмотря на вынесенные им предписания о приостановке действия лицензий, компании продолжают работать.