Иностранные производители объясняют свое решение тем, что российские цены на молочные продукты уже не слишком отличаются от финских. Так, по оценке экспертов страны Суоми, прежняя ценовая разница уже сократилась в два — три раза.
Аналитики российского рынка отмечают,что, в основном, изменения будут касаться товаров премиум сегмента, а конкретно — поставок йогуртов и сыров. Первый, по данным ИК «Финам», в прошлом году в России в денежном выражении вырос более чем на 25%, до $870 млн, второй — на 20%, до $2,52 млрд. На долю импортных сыров сейчас приходится 35% российского рынка, йогуртов — около 15%, сообщает «Коммерсант».
По мнению генерального директора ЗАО «Валио-Санкт-Петербург» Мики Коскинена, наибольшим спросом пользовались и будут пользоваться у горожан йогурты. Не случайно темпы роста продаж йогуртов этого финского бренда с начала года уже составили 50%.
Более того, г-н Коскинен считает,что «при сохранении нынешней конъюнктуры в перспективе мы сможем претендовать на 20 процентов рынка йогуртов Санкт-Петербурга, где сейчас занимаем 6 процентов». Одной из причин этого является то, что впервые цены на сырье в России стали выше, чем в Финляндии. Еще в начале года литр российского молока стоил 23 евроцента, финского — 37 евроцентов.
Сейчас в Финляндии цены выросли до 43 евроцентов, в России, в зависимости от региона, — до 45-47 евроцентов. Если цены на сырье и производительность нашего завода в Финляндии останутся прежними, нас ничто не ограничивает в росте». В ответ на это в «Вимм-Билль-Данн» приводят данные компании AC Nielsen за август-сентябрь, в соответствии с которыми их доля в Петербурге превышает 23%, доля «Валио» составляет около 4%, комментирует 47 news.
Что касается другого финского молочного гиганта — компании «Арла», получившей известность у горожан за счет таких видов продуктов как сыры и брынза, то в компании по итогам 2007 года прогнозируют рост продаж на 80% по отношению к 2006 году.
Генеральный директор компании Михаил Ляско, заявил, что если раньше разница в цене между сырами производства Arla и российскими сырами составляла около 60 процентов, то сейчас она сократилась примерно до 20 процентов, и это, безусловно, «повысило конкурентоспособность нашей продукции». Более того, в течение пяти лет «Арла Фудз Артис» намерена увеличить продажи компании Arla более чем в 3 раза — с запланированных на 2007 год 3 тыс. тонн до 10 тыс. тонн.
Отечественные производители молока и молочных продуктов относятся к планам скандинавов скептически и отмечают,что лучше знают местный рынок и запросы потребителей.
Напомним,что по данным Росстата, в сентябре в России наиболее существенно выросли цены на подсолнечное масло (на 13,5%), на пастеризованное молоко (на 9,4%), кисломолочные продукты (на 7,9%), творог различной жирности (на 7,4-7,5%). Однако по информации из ряда других регионов, например, Калининграда, там рост цен на продукты был более значительным — до 100 — 120%.
Только с начала октября цены на сыры в России «подросли» на 19% а сливочное масло — на 10%, молочная продукция на 9%. Что касается импортной молочной продукции то она тоже дорожала, но не такими темпами.
СПРАВКА: Согласно опросам, проведенным ВЦИОМ в октябре, для 30% петербуржцев рост цен на продовольствие является очень существенным, и им приходится ограничивать траты на продукты. Такая же часть москвичей будет экономить на питании. Доля жителей крупных и средних городов России, планирующих ограничить себя в еде, составляет 46-50%, населения малых городов и сел — 57-60%, передает РБК.
Основной причиной роста цен на молочную продукцию называют глобальное повышение стоимости сырья. Сухое молоко, в частности, стало дороже из-за стремительного роста потребления (в частности, активно пить молоко стали жители Китая) на фоне дефицита сырьевой базы.