Воскресенье, 17 августа 2025
$80.02 €93.71 ¥11.11
11.7 C
Санкт-Петербург

Школа на окраине или гимназия в центре: что выбрать?

Лет 20-30 назад обычные школы на окраинах Петербурга и сравниться не могли с привилегированными лицеями и гимназиями в историческом центре. Учебные заведения на периферии считались оплотом короткостриженных подростков, которые не сильно интересовались учебой. Поэтому в такие школы особо не вкладывались, а все внимание и ресурсы направлялись на обучение и воспитание детей из благополучных центральных районов.

Петербургский музыкант и один из основателей группы «Billy’s Band» Билли Новик провел детство в микрорайоне Купчино и учился аж в трех городских школах: 219-й, 310-й и 230-й. По его словам, он хорошо помнит каждую. В те годы, говорит Новик, спортзалы и пришкольные площадки были совсем не такими, как сейчас: турник и шведская стенка — вот и все развлечения: «Мне кажется, могло бы быть больше разнообразия в инвентаре и снарядах. По сравнению с советскими временами сейчас, во-первых, больше уличных площадок, в том числе спортивных, оборудованных тренажерами. К тому же у них покрытие из резиновой крошки — оно не травматично и лучше подходит, например, для прыжков. Если говорить о других дисциплинах, то хотелось, например, делать больше опытов по химии. В «Ералаше» это всегда так интересно показывали, но потом выяснялось, что в школах нет вообще ничего и опытов не поставить».

Культовому переводчику, писателю, публицисту и блогеру Дмитрию Пучкову aka Гоблину, который как и Билли Новик не усидел в одной школе, начав, по его словам, с 219-й и закончив 230-й, на уроках, кажется, было тесновато: «Было хорошо и интересно, вот только народу было очень много — а это не способствовало, так сказать, дисциплине и глубокому получению знаний».

Бурное развитие городских окраин полностью изменило ситуацию: школы стали совсем другими и теперь по уровню оснащения и качеству образования они ни в чем не уступают уважаемым учебным заведениям в сердце Петербурга. Особенно в период эпидемии коронавируса, когда из-за необходимости соблюдать меры предосторожности педагогам пришлось изменить учебный процесс. Сделать это в школах, которые строились в центральных районах еще по советским и даже дореволюционным нормам, по словам преподавателей, достаточно непросто.

«Вирус стал для всех испытанием и заставил оперативно перестроиться, — говорит директор Президентского физико-математического лицея №239 в Центральном районе Максим Пратусевич. — Уже весной на первое место вышло умение работать дистанционно, при этом важно было сохранить контакт с учениками. Сейчас все в школе, но новая реальность все-таки наложила свой отпечаток: мы постарались построить учебный процесс так, чтобы классы друг с другом не пересекались, а если в каком-то из них заболеет хотя бы один человек, весь коллектив снова будет заниматься удаленно и, конечно, отказались от массовых мероприятий. Наши вестибюли и коридоры тесноваты, но кабинеты просторные, с точки зрения технического оснащения мы не ущемлены, преподаватели гибкие и готовы к переходу в онлайн и обратно».

В свою очередь в школах, которые были построены совсем недавно, противостоять коронавирусу гораздо легче: коридоры просторнее, классы – шире, а планировочные решения позволяют развести потоки детей по отдельным помещениям без ущерба для получения знаний.

Так, в абсолютно новой школе №469 в Выборгском районе (мкрн. «Северная долина» у метро «Парнас»), построенной в 2019 году, не боятся вспышки Covid-19. По словам директора Юлии Купоровой, учебное заведение создано с учетом новых санитарно-эпидемиологических требований — предусмотрен «планировочный» барьер на пути вирусов и микробов. То есть, школа спроектирована таким образом, что риск передачи инфекции между группами детей значительно снижается. 

«Вместо двух входов и выходов — для старших классов и младших, как было раньше, у нас работают все шесть. В итоге дети друг с другом практически не пересекаются, что снижает риск заражения вирусом», — подтверждает директор школы №469 Юлия Купорова.

Школа на окраине или гимназия в центре: что выбрать?
Один из классов в школе №469. Фото: Алексей Александронок

Если в советские времена школы, например, в Купчино или Ржевке строились по типовым проектам, то сегодня любой застройщик, занимающийся комплексным развитием территорий (когда вместе с жильем сдаются детские сады, поликлиники, магазины, парикмахерские, дороги и т.п.) может возводить образовательные учреждения по индивидуальным чертежам. Именно по такому проекту компания «Главстрой Санкт-Петербург» Олега Дерипаски, создавшая на севере Петербурга микрорайон на 125 тыс. человек, сдала городу школу №469 для юных жителей «Северной долины».

«Сейчас школы строят не по классно-коридорной системе», — подтверждает Максим Пратусевич. Действительно, большие пространства, перепады высоты, трансформируемые помещения: советский и современный стиль — как небо и земля.

«Когда мы стали Президентским лицеем, нам предложили построить школу по любому проекту, который мы захотим, с любым материально-техническим обеспечением. Но мы решили этого не делать и остались в центре города», — заключает он. Это и понятно: намоленное место, со своими неповторимыми атмосферой, историей, традициями, но современной «начинкой».

А вот Юлии Купоровой, возглавляющей образовательное учреждение на окраине города, есть с чем сравнить. До открытия в 2019 году в ЖК «Северная долина» нового учебного заведения площадкой для 469-й школы служили старые помещения в 2 тыс. кв. метров. Сейчас площадь в 10 раз больше, есть целых два бассейна, просторные и оснащенные по последнему слову, как мечтал Билли Новик, спортивные залы и площадки, лаборатории, лингафонные кабинеты и прочее. А главное — просторно. Дмитрию Пучкову бы точно понравилось. Впрочем, не ему одному. В преимуществах такой среды для обучения не сомневаются и другие видные деятели.

«Чем больше бассейнов, разметок, классов, рекреаций, чем лучше физкультурные залы, тем лучше детям учиться в школе», — поделился в интервью с корреспондентом Gazeta.SPb.ru российский историк и петербургский краевед Лев Лурье, который в свое время основал Санкт-Петербургскую классическую гимназию №610 на Петроградской стороне, где и преподает.

«Конечно, то, что делают сейчас — гораздо более красиво, чем то, что было во времена моей молодости, — признался исследователь, социолог, теоретик фантастики и альтернативной истории Сергей Переслегин, которому однажды удалось побывать в Иннополисе под Казанью. — Мы в 60-е годы, когда учились, в 80-е, когда работали, примерно так себе и представляли идеальную школу».

В наши дни школы на окраине давно потеряли статус «неблагополучных». В них есть бассейны, стадионы, IT-классы и отличные преподаватели. В них больше места, они светлее и просторнее школ, зажатых между дворами-колодцами. Но главное – они стали центром притяжения для детей, трамплином в мир новых знаний и местом, где можно освоить не только стандартные предметы, но и кибернетику, инженерный дизайн и робототехнику. К тому же, ведущие вузы Петербурга все чаще выбирают такие учебные заведения  в качестве источника новых студентов и экспериментальной площадки для интеграции своих программ в школьную практику.

Школа на окраине или гимназия в центре: что выбрать?
Бассейн в школе №469. Фото: Алексей Александронок

Совсем скоро на Парнасе появится очередная такая школа. Весной в ЖК «Северная долина» началось строительство еще одного образовательного учреждения — школьники переступят его порог в новом учебном году. Возведением занимается «Главстрой Санкт-Петербург», основателем которого является Олег Дерипаска. К середине этой осени компания успела реализовать 12 объектов (школ и детских садов), а к моменту завершения проектов «Северная долина» и «Юнтолово» в обоих жилых комплексах заработают 49. И речь не просто о четырех стенах, а о целом образовательном кластере.

Благодаря сотрудничеству с крупными петербургскими вузами планируется создать специальную программу — концепцию кураторства, чтобы ребята получали дополнительные знания и имели возможность для дальнейшего поступления. Опыт в подобного рода вещах у «Главстрой Санкт-Петербург» большой, ведь Олег Дерипаска является зачинателем не одного крупного образовательного проекта. Например, он основал и содействует Фонду развития теоретической физики и математики «Базис», учрежденному 5 лет назад, чья деятельность направлена на поддержание соответствующих наук. Также предприниматель развивает центр обучения школьников цифровым дисциплинам «ТехноСпейс», открытый в 2019 году в Усть-Лабинске  — там преподают дизайн, мобильную робототехнику, прототипирование и другие перспективные дисциплины. Возможность изучать некоторые из них есть кстати и у ребят из 469-й школы — в рамках Центра цифрового образования «IT-клуб». По словам директора учебного заведения Юлии Купоровой, сейчас уже работают группы для 1-6 классов.

Отметим, что в 2020 году за парты 1 сентября сели 353 тыс. юных петербуржцев, из них 62 тыс. — первоклассники. Год от года количество ребят, которые впервые переступают порог учебных заведений, только увеличивается. По данным комитета по образованию, в 2019-м таких было около 59 тыс., в 2018-м — 58 тыс., в 2017-м — около 56 тыс., в 2016-м — 52 тыс. Поэтому вопрос строительства новых современных школ в Петербурге как никогда актуален. Особенно на окраинах, где так много молодых семей с детьми.

Узнавайте о новостях первыми в наших официальных каналах в Telegram и Дзене

Поделиться:

Читайте также

Индустрия квестов довольно долго регулировала себя самостоятельно, без вмешательства законодателей. Не исключено, что на пользу сфере квестов повлияло развитие агрегаторов - пользователям удобно, есть стимул и необходимость соблюдать правила, чтобы находиться в топе страниц и получать больше бронирований.Но и на GR-арене в последние годы было достаточно активно. Введение ГОСТ по детским квестам, законопроект в Заксобрании Санкт-Петербурга и так далее. Опасный экстрим в прошлом?Объяснять, что такое квест уже мало кому нужно. Разновидностей квестов много, особенно популярны так называемые перформансы — квесты с участием актеров. На перформансы приходится около 56-58% бронирований, и эта цифра продолжает расти. Такие квесты дают заряд эмоций и одновременно позволяют выплеснуть их благодаря более глубокому погружению в атмосферу. Задача организатора подобного квеста не только избежать физических травм,...
В Государственной думе России рассказали, что очередная индексация пенсий случится во второй половине 2025 года и коснется категории военных пенсионеров.В октябре 2025 года военным пенсионерам будет произведена индексация пенсий. Об этом сообщила член комитета Госдумы по социальной политике Светлана Бессараб, пишет РИА Новости.По ее словам, размер увеличения составит 4,5%. Индексация распространится на всех пенсионеров, проходивших службу в силовых структурах. Данная мера направлена на повышение уровня социальной защиты данной категории граждан.Ранее был озвучен размер средней пенсионной выплаты в России. Он составил порядка 23 тысяч рублей в месяц. Такая сумма была зафиксирована в начале 2025 года. При этом на учете Социального фонда состоят свыше 41 млн людей пенсионного возраста.

Популярное

Новости дня

По теме

Подпишись на наши соцсети

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

ИЛИ ПИШИТЕ