Талантливая актриса Алиса Фрейндлих радует зрителей своим мастерством на сцене уже много лет. В честь ее 90-летия редакция Gazeta.SPb напомнит читателям о творческом пути артистки.
Начало творческого пути Алисы Фрейндлих
Алиса Фрейндлих родилась 8 декабря 1934 года в Ленинграде. С детства проявляла артистический талант. В возрасте трёх лет она посетила дипломные спектакли своей тёти и её мужа, которые тогда заканчивали консерваторию.
В 1941 году Алиса пошла в первый класс школы № 239 (ныне физико-математический лицей № 239), которая находилась в центре города, подверженном обстрелам во время Великой Отечественной войны.
Чуть позже семья переехала в Таллин на три года. Там Фрейндлих училась в третьем, четвёртом и пятом классах средней школы. В 1948 году они вернулись в Ленинград, и юная актриса снова пошла в школу № 239.
В школьном театральном кружке под руководством Марии Призван-Соколовой Алиса Фрейндлих проявила свои актёрские способности. После окончания школы в 1953 году она твёрдо решила стать актрисой.
Фрейндлих подала документы в Ленинградский театральный институт имени Островского и успешно сдала вступительные экзамены, прочитав отрывок из поэмы «Мёртвые души» Гоголя и исполнив романс «Не брани меня, родная». Она была зачислена на курс Бориса Зона.
Алиса Фрейндлих и Театр имени Ленсовета
В 1955 году Алиса Фрейндлих снялась в небольших ролях в фильмах «Неоконченная повесть» и «Таланты и поклонники». Её дипломный спектакль «Мораль пани Дульской», где она исполнила главную роль, помог ей присоединиться к труппе Ленинградского драматического театра имени Комиссаржевской. За время работы в театре актриса сыграла более десяти ролей, среди которых были роли в фильмах «Город зажигает огни» и «Повесть о молодожёнах».
В конце 1950-х годов она познакомилась с театральным режиссёром Игорем Владимировым, которого пригласили поставить спектакль «Время любить» в театре имени Комиссаржевской. Эта встреча оказалась важной для Фрейндлих, и в 1961 году, когда Владимиров стал руководителем Ленинградского академического театра имени Ленсовета, она присоединилась к нему.
В Театре имени Ленсовета Игорь Владимиров, оценив уникальный талант Алисы Фрейндлих, не только ставил для неё спектакли, но и выбирал репертуар, ориентируясь на особенности её личности. Этот период стал пиком театральной карьеры девушки. Она стала ведущей актрисой театра, как писали газеты, и участвовала почти во всех постановках.
Между тем в кино Алиса Фрейндлих снималась редко. Можно отметить только одну роль 1960-х годов — «Похождения зубного врача» — комедию Элема Климова, на съёмочной площадке которой Фрейндлих впервые встретилась с актёром Андреем Мягковым. Позже они вместе сыграли в «Служебном романе».
Большие роли Алисы Фрейндлих в кино
После «Иронии судьбы» Эльдар Рязанов задумался о съёмках нового фильма. Он вспомнил о пьесе «Сослуживцы», которую написал совместно с Брагинским. Пьеса имела успех: её поставили 134 театра в разных городах СССР. Рязанов решил, что главную роль — Людмилу Прокофьевну Калугину — должна исполнить Алиса Фрейндлих.
Фильм имел большой успех. До сих пор роль Калугиной считается одной из самых известных в карьере актрисы. За исполнение роли Людмилы Прокофьевны Калугиной Алиса Фрейндлих была признана лучшей актрисой года по версии журнала «Советский экран».
Примечательно, что во время работы над фильмом Фрейндлих продемонстрировала не только актёрский талант, но и музыкальный: две песни в её исполнении — «У природы нет плохой погоды» и «Моей душе покоя нет» — сразу стали хитами и часто звучали по радио и телевидению.
Другие известные роли Алисы Фрейндлих:
«Принцесса на горошине» (королева-мать)
«Д’Артаньян и три мушкетёра» (королева Анна Австрийская)
«Сергей Иванович уходит на пенсию» (Наташа)
«Тайна Снежной королевы» (Снежная Королева)
«Будни и праздники Серафимы Глюкиной» (Серафима Глюкина)
Переход Алисы Фрейндлих в БДТ
В 1979 году Фрейндлих говорила, что не видит себя в БДТ. Однако четыре года спустя актрисе пришлось покинуть Театр имени Ленсовета.
Художественный руководитель театра Георгий Товстоногов предложил актрисе небольшую острохарактерную роль в опере-фарсе «Смерть Тарелкина», но затем понял, что нужно что-то большее. Дебют Фрейндлих на сцене БДТ состоялся в 1984 году в спектакле «Киноповесть с одним антрактом» по пьесе Александра Володина «Блондинка». Товстоногов долго искал «кипуче-деятельную блондинку» в своей труппе и в итоге предложил главную роль Алисе Фрейндлих.
На сцене БДТ произошло несколько важных событий в жизни Алисы Фрейндлих: она осуществила свою давнюю мечту, сыграв леди Макбет в спектакле «Макбет» Уильяма Шекспира, и объединилась со старым другом Олегом Басилашвили, а также дочерью Варварой Владимировой в нескольких постановках, включая «Лето одного года», «Уроки танго и любви», «Дядюшкин сон» и «Калифорнийскую сюиту».
Современный период
Совместный проект Алисы Фрейндлих и её внука Никиты, фильм «Родители строгого режима», оказался успешным. Премьера картины состоялась весной 2022 года, где исполнила в ней главную роль — мать мэра города.
Никита Владимиров рассказал журналистам, что его бабушка долго сомневалась перед съёмками, приводя различные аргументы. Однако настойчивость внука принесла результат.
Осенью стало известно, что Фрейндлих вошла в шорт-лист премии «Звезда театрала» наряду с Евгением Цыгановым, Максимом Авериным и Викторией Исаковой.