Альбом «Спасибо», с которым певица почти полгода колесила по стране, довольно эклектичен. Но на концерте жанровое разнообразие получило новую логику — прежде всего за счет продуманной драматургии выступления и неожиданных обработок старого материала, пишет «Коммерсант». Перед концертом из динамиков звучали андрогинные Antony and The Johnsons и меланхоличные Radiohead; под акапелльную «Mercedes Benz» Дженис Джоплин погас свет, следом заиграло вступление к симфонической поэме Рихарда Штрауса «Так говорил Заратустра» — появление звезды было оформлено более чем помпезно.
Но тем разительней был контраст: вертлявая, взъерошенная Земфира обнаружила вкус к бурлеску, артистизм и остроумие. Во время общения с залом она надсадным ерническим басом пропевает строчку из «Чайфа», демонстрируя «славянскую» любовь к допотопным метрам и всему «обширному». «Я татарин, меня страшно возбуждают фанковые ритмы, — бросает она в разгоряченную толпу. — Я хотела бы, чтобы они заводили вас так же, как и меня». Или заканчивает песню-признание, посвященную Марине Цветаевой, «Сердцем красавицы» из «Риголетто» — уже не оперного, но опереточного свойства.
Интуитивно выступление разбивается на несколько блоков, перемежаемых интермедиями. Расплескиваются фортепианные аккорды на линии «Мальчик»-«Господа»-«Танго»-«Любовь как случайная смерть». Брызжет диско, а музыканты надевают цветные парики и исполняют незамысловатые движения из дискотек 70-х. Тяжелые синтезаторные риффы «Прогулки» грозят перерасти в электроклэш, — но тут на сцене появляется девушка в сари и танцует под стилизованный болливудский саундтрек. Специально для петербургской публики она спела «Троллейбус» группы «Кино»: такие подарки певица подбирала практически для каждого города, включенного в тур. «Брызги» внезапно завершились радиохедовским рефреном «Slow down» из песни «The Tourist», а следующая композиция «Синоптик» — фрагментом баллады «Love Of My Life» группы Queen.
Прозрачный, очень подвижный саунд нынешнего бэнда певицы, — а теперь она предпочитает иметь дело с молодыми музыкантами, — мигом встраивается в любой предложенный стиль. Более того: замечательный пианист Дмитрий Шуров (Esthetic Education) и бойкая, склонная к импровизированию медная группа соперничают в харизме с самой солисткой. А если вспомнить, что Земфира все чаще говорит о возможном сотрудничестве с классическими музыкантами, то горизонты возможностей кажутся необозримыми.
Не обошлось, конечно, и без лирических номеров. Но душераздирающие вокальные «американские горки» песни «Лондон» на фоне экспериментов с электроникой, фанком и ска казались давно исхоженными тропинками. Да и к хрестоматийному портрету Марины Ивановны, проецировавшемуся на экран во время исполнения соответствующей песни, «новой» Земфире впору собственноручно подрисовать дюшановские усы.
Фото с сайта www.digitlife.ru
Концерт в «Ледовом» стал едва ли не лучшим выступлением Земфиры в Петербурге за последние лет семь, пишет www.rbcdaily.ru. Прошлогодний концерт в ДК Ленсовета остался в памяти многих как экспериментальный, но в этот раз все сложилось в безупречную конструкцию, в которую попали наработки, вылившиеся в альбом «Спасибо», и весь музыкальный опыт певицы и ее нынешней группы. Во время концерта сложно было отделаться от ощущения, что находишься на концерте западного рок-гранда.
Благодарственные крики раздавались весь концерт, так что временами было непонятно, благодарят ли зрители Земфиру за выступление или требуют заглавной песни с ее последнего альбома. Говорить спасибо и в самом деле было за что — певица показала высочайший класс. Почти весь концерт трудно было отделаться от ощущения, что находишься на выступлении статусного западного артиста. При том что Земфира поет на «великом и могучем», ее аранжировки и их качество вышли далеко за привычные в России пределы. Оставаясь в своих собственных узнаваемых образах и лирике, ей удалось органично вписать в новые аранжировки и джаз, и танцевальный рок на уровне Primal Scream, и даже фанк.
Выдержав до конца стиль концерта, певица сделала непредсказуемым даже финал концерта. Разумеется, это должна была быть песня «Спасибо», но из построковой баллады она превратилась в быструю и оптимистичную песню. Хотя и в этом случае все выглядело очень верно — концерт удался, прощание прошло в хорошем настроении.