В искусстве замечен такой тип развития актерского таланта, когда он крепнет, мужает, растет вместе с возрастом, опытом. И в подобных случаях, как правило, остается на всю жизнь, пишет www.aktivist.ru. Валентин Гафт набирал силу постепенно, но неукротимо. Блистательный, ироничный Альмавива на сцене Театра сатиры, свирепый и нежный Отелло в постановке А. Эфроса, нерешительный Интеллигент, испугавшийся любви, в телефильме «Дневной поезд» режиссера Инессы Селезневой, зловещий, почти гипнотический Шулер, упоенно сыгранный артистом в телевизионном спектакле «Игроки» по Гоголю, талантливая россыпь самых разнообразных ролей на сцене «Современника», включая такую удачу, как Лопатин в произведении Симонова, Злодей и убийца в многосерийной ленте «Тайна Эдвина Друда» по Диккенсу, Главарь мафии из «Воров в законе», Берия из «Пиров Валтасара», средненький Писатель из пьесы В. Войновича и Г. Горина «Кот домашний средней пушистости», Полковник в фильме П. Тодоровского «Анкор, еще анкор!», Хиггинс в «Пигмалионе» Б. Шоу – вот далеко не полный перечень превосходных ролей актера. Ни в одной из них он не повторился.
Среди множества интересных ролей, сыгранных В. Гафтом в кинематографе, особенно запомнились те образы, которые он вылепил в фильмах Э. Рязанова. Отец-командир, беззаветный храбрец, благородный полковник, покоривший немало городов и женщин, одичавший от казарменной жизни, но с обостренным чувством чести, одинокий, без семьи и домашнего очага, вояка, который не кланяется ни пулям, ни начальству, лихой кавалерист, гусар, преданный отчизне и отдавший за нее жизнь из телефильма «О бедном гусаре замолвите слово…». Председатель гаражно-строительного кооператива Сидорин, персонаж скорее гротесковый, балаганно-иронический, который, однако, благодаря художественному чутью Гафта был сыгран им так, что позволил перевести весь фильм «Гараж» в нужное режиссеру реалистическое русло. Чиновник «Главного управления свободного времени» Одиноков, которого перебросили на руководство культурой из армии. Сочно сыгранный Гафтом руководящий болван, солдафон и служака из фильма «Забытая мелодия для флейты». И наконец, вожак бомжей по кличке «Президент» из трагикомедии «Небеса обетованные». Его персонаж – вызов конформизму. Президент – бывший коммунист, демонстративно порвавший с марксистской догмой и отсидевший за это в лагере. Гафту удалось создать цельный, чистый характер атамана, для которого ясно, что в жизни подло, а что благородно. Неистовый в отрицании фальшивого коммунистического бытия, подлинно интеллигентный и образованный человек, нежный к друзьям, нетерпимый к чинушам, презирающий дурацкие обманные законы, отчаянный храбрец, справедливый главарь пестрой, разношерстной компании.
Гафт с трепетом относится к своей актерской профессии, в нем нет цинизма. Слова «Искусство», «Театр», «Кинематограф» он произносит всегда с большой буквы. Бескорыстие, самоотверженное служение искусству – его призвание. Отдать себя спектаклю или фильму целиком, без остатка – для него как для любого человека дышать. Для Гафта театр – это храм. Он подлинный фанатик сцены.
Параллельно с актерским взлетом к Гафту пришла еще одна известность. Он прославился как автор острых, порой ядовитых эпиграмм. Они ходят в рукописных списках, их цитируют. Написанные на своих коллег – артистов, режиссеров, поэтов, – эпиграммы очень точно ухватывают суть жертвы – либо недостатки характера, либо неблаговидный поступок, показывая известного деятеля с неожиданной, смешной стороны. Эпиграммы Гафта хлестки и афористичны, в них чувствуется незаурядный поэтический талант автора. Иногда Гафту приписывают чужое, созданное не им.
Среди основных работ В. Гафта в театре: Глумов («Балалайкин и Компания»), Лопатин («Из записок Лопатина»), Горелов («Спешите делать добро»), Джордж («Кто боится Вирджинии Вульф?»), Городничий («Ревизор»), Рахлин («Кот домашний средней пушистости»), Вершинин («Три сестры»), Жених («Нечто вроде комедии»). Он снялся в следующих кинофильмах: «Убийство на улице Данте» (1956), «Первый курьер» (1968), «Бешеное золото» (1977), «Кентавры» (1979), «Гараж» (1980), «Черная курица, или Подземные жители» (1981), «Фуэте» (1986), «Воры в законе» (1988), «Небеса обетованные» (1991) и многих других.
Кроме театра и кино им сыграно много ролей на телевидении – главный герой в телесериале по роману Т. Манна «Будденброки», Лопатин в «Записках Лопатина», Джаспер в четырехсерийном фильме «Тайна Эдвина Друда», Крамин в телефильме «На всю оставшуюся жизнь», князь Бореску в телеспектакле «Архипелаг Ленуар», Малыш в «Королях и капусте», Дворецкий в телефильме «Здравствуйте, я ваша тетя», Гусарский полковник в телефильме «О бедном гусаре замолвите слово» и др.
Валентин Гафт – автор нескольких книг, в том числе «Стих и эпиграмма» (1989), «Валентин Гафт» (1996, совместно с художником Н. Сафроновым), «Я постепенно познаю» (1997), «Жизнь – театр» (1998, в соавторстве с Леонидом Филатовым), «Сад забытых воспоминаний» (1999),
«Стихотворения, воспоминания, эпиграммы» (2000).
27 марта, четверг, 19.00
Творческий вечер
Валентин ГАФТ
БЗФ
Михайловская ул.