Открыли выставку, расположенную в выставочном центре на Невском, 60, руководитель выставочного центра Наталья Дока, куратор выставки Марина Бондаренко и пресс-секретарь Петербургского зоопарка Татьяна Соломатина в медвежьем костюме, пишет «Коммерсант». Для начала они исполнили детскую песенку «Почему медведь зимой спит», а потом объяснили, что Союз давно не проводил выставок карикатуристов — и вот, решил возродить забытую традицию. Хотя, по признанию организаторов и присутствующих тут же карикатуристов, политическая тема их волновала в первую очередь, выставку они приурочили не к президентским выборам, а ко Дню медведя. По балканским поверьям считается, что именно 24-25 марта медведи пробуждались от спячки, почувствовав приход весны. Вспомнили художники и славянский праздник Комоедицы, который праздновали 23 марта: в этот день почитали медвежьего бога и приносили жертвы Медовому зверю.
Такое вступление оказалось как нельзя кстати: безобидных рисунков с забавными мишками на выставке почти не оказалось — все больше ироничные, и даже издевательские карикатуры.
Среди работ можно было увидеть медведя в буденовке с красной звездой, несущего через русско-украинскую границу девицу, отдаленно похожую на премьер-министра Украины Юлию Тимошенко: «Не садись на газопровод, не ешь пирожок», — так называлась работа художника Николая Воронцова. На другой картине огромный медведь вопрошал у съежившихся от страха волков, лис и кабанов: «Что-то я не вижу представителей оппозиции». На иллюстрации к стихотворению Николая Некрасова «Дед Мазай и зайцы» место зайцев в лодке занял медведь, а зайцы плавали за бортом.
Центральной работой выставки стала композиция Евгения Осипова «Почувствуй себя медведем», в которой угадывался медведь с короной на голове. Перед зрителем предстали моменты нелегкой медвежьей жизни, например, попытки удвоить надои у изнеможенной коровы или уставший грести деньги лопатой чиновник. Сопровождалась картина стихами: «У нас в лесу решили так (о вертикали власти бредя): поскольку нету львов совсем, царем зверей считать медведя».
Впрочем, медведь напоминал мастерам кисти не только о партии власти, новом президенте или народных мифах, но и о трагической судьбе советского художника Веры Ермолаевой. Художник Владислав Бугаев напомнил, что она была сначала осуждена на три года (1934 год), а потом расстреляна (1937 год) во время сталинских репрессий. Ленинградское НКВД тогда возглавлял Филипп Медведь, и художнице припомнили ее работу над иллюстрациями к сказке И.-В. Гете «Рейнеке-Лис», где волки тащили зверей на допрос к судье-медведю.
Впрочем, художники уверяли, что в наше время от президента со «счастливой фамилией» им бояться нечего. Да они, собственно, и не боятся, раз организовали такую выставку.
«Могу высказать впечатления только о половине картин — очень хорошо. Сергеев — отличный художник», — сказал Богорад нашему корреспонденту. Он охарактеризовал только половину работ, просто потому, что передвигаться по галерее из-за высокой концентрации художников было сложно, пишет Фонтанка.ру.
«За Дмитрия Медведева стоит сама природа. Медведь – народный талисман. Какой-нибудь Сусликов президентом бы у нас никогда не стал. Харизма не та», — заявила сегодня на открытии выставки «Превед Медвед, или Утро в сосновом бору», посвященной президенту РФ, куратор выставки, художник Марина Бондаренко, передает ИА «Росбалт».
Фото: Валентин Илюшин, Фонтанка.ру.
РЕПОРТАЖ ТЕЛЕКОМПАНИИ RTVi
Петербургский художник Микола Воронцов пишет о выставке в своем блоге kolyaka.livejournal.com:
«Вчера был на открытии выставки карикатур Превед Медвед! Яркий пример того, как можно профукать хорошую идею.
Пару месяцев назад собрались карикатуристы почесать репу и придумать чего-нибудь на 1 апреля. Я предложил про медведа. Мол тема горячая. Президентом выберут Медведева. Медведу и посвятим выставку. Неплохо бы спровоцировать скандальчик. С цензурой, омоном.
Поговорили и забыли. Но наша активистка- энерджайзер растармошила художников, в том числе меня, попросила медвежьи работы. Что было под рукой, на винчестере, то и предложил. Просто некогда на данном этапе заниматься выставками.
Прихожу на выставку. Она уже открылась. К моему удивлению, зал полон журналистов. На стенах висят карикатуры в рамках. (Скучнее карикатур в рамках на стенах галереи могут быть только фильмы студии Довженко 70-х годов). Фотокоры пытаются что-то снимать, но снимать нечего! Ничего не происходит. Только наша главная активитска сияет и раздает интервью. У меня берут интервью ребята с тв и спрашивают про скандал. И я понимаю- в анонсе был заявлен скандал, но его похерили».
Фото с kolyaka.livejournal.com.