На фестивале «Звуковые пути» представят скандальную оперу о терроризме

Фото: fortepiano.karelia.ru / На фестивале "Звуковые пути" представят скандальную оперу о терроризме

В концертной программе выступления известных авангардных коллективов Европы и США, среди которых ансамбли «Намасто» из Италии, Kulmusik из США, Opus Posth из Москвы, немецкие пианисты Линде Гроссман и Маркус Берцборн, австрийский дуэт — флейтистка Гелос и пианист Густаво Баланеско, феноменальный виртуоз, швейцарский ударник Мирча Арделеану, сообщает Комитет по культуре Санкт-Петербурга.

В рамках фестиваля в соборе святого Петра и Павла представят оперу «Смерть Клингхофера» Джона Адамса, одного из самых влиятельных сегодня американских композиторов. Произведение основано на реальных событиях: нападении палестинских террористов на корабль с американскими туристами и гибели еврея-инвалида Клингхофера.

КСТАТИ: Первые же постановки этой оперы за рубежом вызвали бурю протестов. Раввин Абрахам Купер из отделения Центра в Лос-Анджелесе в свое время призывал бойкотировать оперу «Смерть Клингхоффера». «Надеюсь, жители Эдинбурга отреагируют адекватно, и эти моральные банкроты будут ставить свою оперу при пустом зале», – написал раввин в своем заявлении. Негативную реакцию у правозащитников вызывал, в частности, тот факт, что по замыслу автора участники хора сидят в зале, среди зрителей, вооруженные игрушечными автоматами, а затем «штурмуют» сцену. «Мне трудно найти слова для выражения негативного отношения к описанию террора в героических терминах и фактическому вовлечению публики в теракт», – негодовал Купер.

Сторонники режиссера, напротив, считают, что Адамс раскрывает психологию людей, способных совершить такое, но не одобряет их действия. Опера была написана в 1991 году. В США и Израиле она оказалась фактически под запретом, хотя на американской территории «Смерть Клингхофера» время от времени ставили. После терактов 11 сентября 2001 года показы оперы в Бостоне прекратились, позднее критик The New York Times Ричард Тарускин определил ее как «антисемитское, антиамериканское и антибуржуазное произведение», сообщает KM.ru.

В филармоническом концерте 23 ноября будут исполнены восемь произведений петербуржцев, объединенных в Хармс-проект. Это мини-оперы и интермедии Слонимского, Антоненко, Резетдинова, Раннева, Попова, Осколкова, Радвиловича и Фиртича. Помимо сочинений, уже знакомых петербургской аудитории, состоится четыре премьеры опусов, специально написанных к этому концерту.

Завершит цикл концертов в Малом зале филармонии выступление 25 ноября американского ансамбля Kulmusik, в программе которого — музыка классиков европейского музыкального авангарда — Шенберга и Лигети, произведения современных композиторов США и премьера петербуржца Резетдинова.

Памяти скандально известного основоположника послевоенного авангарда Карлхайнца Штокхаузена будет посвящен концерт 24 ноября в Доме композиторов. Многие произведения мастера прозвучат впервые в России.

Среди других участников фестиваля — оркестр «Санкт-Петербургская Камерная филармония» под управлением Джеффри Мейера, Петербургский камерный хор Корнева, ансамбль QuART.ru, энтузиасты новой музыки Петр Мигунов, Андрей Славный, Борис Петров и, как всегда, — молодые петербургские музыканты.

Последний аккорд проекта прозвучит на концерте афоризмов и поздравлений «К 20-летию ноября» в Доме композиторов.

Фестиваль «Звуковые пути» ежегодно представляет не менее 50 российских и мировых премьер классиков авангарда и современных композиторов, нередко создающих свою музыку специально для фестиваля.

Малый зал им. М. И. Глинки Невский пр., 30 тел. 710-42-57

Дом композиторов Санкт-Петербурга ул. Б. Морская, 45 тел. 571-35-48

СПРАВКА: В насыщенном тесном пространстве ежегодных фестивалей современной музыки «Звуковые пути» занимают заметную и уже почётную нишу, пишет журнал о классической музыке. Питерский музикфест не похож на московских братьев-конкурентов хотя бы потому, что основу концертных программ составляют зарубежные сочинения, а из российских исполняются в первую очередь сочинения петербуржцев.

Еще одну задачу — «вывести петербургскую музыку на международную сцену» — поставили перед собой организаторы в 1989 году, когда был проведен первый фестиваль. Обе задачи в значительной мере решены: премьеры «Звуковых путей» привлекают внимание отечественных и зарубежных слушателей, исполнителей, композиторов. О фестивале пишут музыкальные журналы Австрии, Германии, Польши, Голландии. Концерты форума освещались радио России, Австрии, Германии, различными телевизионными кампаниями, в том числе американской CBS.

Как отмечает петербургский музыковед Ирина Родионова, «западные музыканты приезжали и продолжают приезжать сюда почти бесплатно, самостоятельно добывая гранты, а то и вовсе за свои деньги. За что им большое спасибо. Они тут же окрестили “Звуковые пути” русским Дармштадтом. Ярлык лестный, но относящийся разве только к духу фестиваля. Дармштадские курсы новой музыки — это целый институт, финансируемый государством. «Звуковые пути» — институт одного человека, Александра Радвиловича — артистического, исполнительного, финансового директора, менеджера, редактора».