Лучшими поэтическими сборниками признаны «Имена любви» и «Эдем и другие» Алексея Цветкова, сообщает «Московский комсомолец».
Победителем в номинации «Проза» стал питерский писатель Александр Ильянен и его роман «Бутик Vanity», который написан в форме записной книжки. В номинации «Гуманитарные исследования» отмечена книга Олега Аронсона «Коммуникативный образ: Кино. Литература. Философия».
Специальная номинация «За заслуги перед литературой» присуждена поэту Всеволоду Некрасову. Стихотворения Некрасова широко ходили в самиздате и публиковались на Западе. В России его первый легальный сборник «Справка» издан в 1991 году.
В свое время премии были удостоены прозаики Андрей Битов, Саша Соколов, Евгений Харитонов, поэты Геннадий Айги, Ольга Седакова, Елена Шварц, исследователи Борис Гройс, Михаил Эпштейн, Владимир Малявин.
Премия Андрея Белого — типично петербургская институция: провоцирует более или менее ироническое отношение к себе, но ирония смешана с опасливым уважением, которое непременно вызывает любой иррациональный ритуал, пишет «Коммерсант».
Событие действительно загадочное. Раз в год собирается публика, напоминающая богемных персонажей, скажем, романов Константина Вагинова 1920-х годов, соревнуется в искусстве произнесения эзотерических речей, откупоривает пресловутую бутылку водки. Ну, хвалят премию, но бескорыстно: не за рубль же стараются.
Неизменно интригующая часть церемонии — вручение премии «за заслуги». Три года назад событием стало явление отшельника Виктора Сосноры, самого значительного из современных российских поэтов.
В этом году — награждение 73-летнего Всеволода Некрасова, «крестного отца» московского концептуализма, первого игрока с клише обыденного сознания, причастного еще к легендарной послевоенной лианозовской школе «барачных» поэтов и художников. Его аттестовали как уникального «концептуалиста-лирика», и он сполна оправдал этот титул. Его благодарственная речь была концептуальна и лирична. Она словно состояла из одной пробормотанной фразы: понять ее было невозможно, но она вибрировала эмоциями, прежде всего желанием поэта максимально «отсутствовать» в пространстве суеты. Что не помешало господину Некрасову завершить выступление озорным посвящением «покровителю» премии: «Андрей Белый сидел на трубе. Было дело. Посмотрел: что за черт? А там Саша Черный».
Выступления Всеволода Некрасова и Александра Ильянена с лихвой компенсировали отсутствие двух других лауреатов. Рублевого премиального фонда не хватило, по словам живущего в Америке Алексея Цветкова, чтобы приехать в Петербург. Поэт, дебютировавший в печати в конце 1970-х годов, награжден за сборники «Имена любви» и «Эдем и другие», которые разорвали многолетнее молчание и знаменовали его второе рождение. Отсутствовал и философ Олег Аронсон, награжденный в номинации «Гуманитарные исследования» за книгу «Коммуникативный образ: Кино. Литература. Философия».