Несмотря на то, что погода в Северной столице еще подходит для того, чтобы продолжать сезон СИМ, завершение поездок не за горами. И в принципе можно подводить итоги. За последнее время в сфере кикшеринга произошло много перемен. Темы запретов и ограничений поднимались довольно часто. Звучали полярные мнения, вплоть до полного прекращения работы кикшерингов. Однако очевидно, что двухколесный транспорт уже плотно вошел в повседневность петербуржцев. И в следующем году вернется на улицы города. Как менялся подход к регулированию кикшеринга в Петербурге и какие процессы в этой сфере ожидаемо перетекут в следующий сезон. Попробуем разобраться.
Кто первый
Петербург стал первым городом в стране, где между кикшерингами и городскими властями (комитетом по транспорту) было заключено специальное соглашение. Это произошло в 2021 году на волне бурного обсуждения происшествий с участием водителей двухколесных транспортных средств. Так был дан старт регулированию. Разумеется, сходу решить все вопросы – задача невыполнимая. Началом стали правила пользования СИМ.
Дело техники
В деле контроля на помощь пришли современные технологии – самокаты запрограммировали. Так, в Петербурге кикшеринговые самокаты не могут передвигаться со скоростью более 20км/ч на всей территории города. А в некоторых зонах не более -15 км/ч и не более 10 км/ч. Таких зон 182. Еще в 36-ти локациях передвижения на СИМ запрещены вовсе. Это данные на конец 2024 года. Список адресов тоже формировался постепенно.
Также за счет программной начинки прокатные самокаты невозможно припарковать в непредназначенных для этого местах. И заехать в запретную зону тоже технически невозможно.
По центру транзитом
Новшеством этого года стал запрет на парковку самокатов в четырех центральных районах города – Центральном, Адмиралтейском, Петроградском и Василеостровском. Он был введен 1 августа, и это стало определенной неожиданностью только для пользователей. Тогда представители комитета по транспорту и кикшеринги заявили о том, что решение было принято совместно. Оно необходимо, поскольку в центре Петербурга тротуары узкие, здесь нужны инфраструктурные решения. Поэтому было решено перераспределить самокатный парк из центра в спальные районы, где изначально на тротуарах места хватает всем, и пешеходам, и самокатчикам. Да и спрос на самокаты здесь высокий, как на «транспорт последней мили».
У пользователей осталась возможность парковать самокаты на границах запретных районов на специальных парковках, которые отмечены виртуальными метками в приложениях.
Человеческий фактор
Однако контроля за соблюдением правил при помощи технических средств оказалось недостаточно. За нарушителями следят инспекторы «Городского центра управления парковками» (в зоне платных парковок). Ведомство – подконтрольно комитету по транспорту Петербурга. Собственные службы контроля есть у самих кикшерингов. Еще одним нововведением этого года стал запуск работы горячей линии и чат-бота для сообщений граждан о нарушениях, которые допускают самокатчики. Опция была создана на базе Ассоциации операторов микромобильности.
Повысили штрафы
Также в этом году кикшеринги существенно повысили штрафы за нарушения правил пользования самокатами. Самая крупная сумма – 100 тысяч рублей — предусмотрена за езду в нетрезвом виде.
Существенное наказание – 10 тысяч рублей – за передачу прав управления несовершеннолетним. 5000 рублей – за езду вдвоем на одном самокате, 1000 рублей – за неспешивание на пешеходном переходе, 500 рублей – за неправильную парковку.
По данным кикшерингов, за 2024 год в Петербурге оштрафовали и заблокировали порядка 100 тысяч пользователей.
Несмотря на все эти значительные цифры, кикшеринги ни раз заявляли о том, что на самом деле процент нарушений остается очень маленьким. А именно: 99,9% поездок проходят без происшествий.
Однако кикшеринги отмечают, что среди пользователей с каждым годом появляется все больше новичков. И тут важно формировать культуру вождения. У каждого оператора есть свои обучающие программы.
Что в перспективе
Как будут развиваться события дальше, можно только предполагать. Однако есть определенные темы, которые уже прозвучали и ждут дальнейшего обсуждения. Например, это касается функции контроля. Ни раз выдвигалась идея того, что выписывать штрафы за нарушения все-таки должны инспекторы ГИБДД.
Также остается уже на следующий год вопрос сотрудничества городской власти и кикшерингов по созданию инфраструктуры.
Практика достигать договоренностей в рамках заключенного соглашения между Комтрансом и операторами имеется. Следующий сезон обещает новые повороты.