Как сообщают «Ведомости», о «нездоровой ситуации» заявил высокопоставленный источник в федеральной сети салонов сотовой связи. По его словам, крупные продавцы столкнулись с ростом товарных запасов, особенно по некоторым брендам.
Телефоны плохо продаются, признает ведущий аналитик Mobile Research Group (MRG) Эльдар Муртазин. По данным MRG, торговые запасы в I квартале 2008 г. выросли с 2,5 млн (нормальная для нынешнего объема рынка цифра) до 4 млн, а сейчас они составляют 6 млн.
Специалисты отмечают, что сейчас рынок продаж мобильных буксует, в апреле практически не чувствовалось традиционного оживления перед летним сезоном, рассказывает Муртазин. Последние пять-шесть недель по продажам были самыми низкими в 2008 г., запасы сетей растут, говорит директор отдела телекоммуникаций российского офиса Samsung Дмитрий Кузнецов.
Не отрицают эксперты и того, что в снижении продаж виновато «рекламное затишье»: по оценке MRG, производители и сети в 2008 г. сократили рекламные бюджеты на 40%. Рекламы телефонов действительно стало меньше и это одна из основных причин роста складских запасов розничных сетей, говорит Чуйкин из «Евросети». У производителей рекламные бюджеты привязаны к объему продаж, который в 2008 г. вырастет в денежном выражении на 10-12%, объясняет он. А инфляция стоимости размещения рекламы за год, по оценке Чуйкина, составляет 70%. Вот объем рекламы и падает. Официально рекламный вопрос другие сети не комментируют. Источник в одной из них признает, что компания сократила расходы на рекламу.
Представитель производителя сотовых телефонов напоминает, что государство активно пытается регулировать розницу — недавно налоговики обвинили «Связной» и «Эльдорадо» в неуплате налогов. По его словам, в этой ситуации производители, которым сети должны по товарным кредитам, пытаются обезопасить себя и стремятся увеличить маржу, а не свою долю рынка. Они, в частности, опасаются вкладывать деньги в продвижение товара. Высокопоставленный источник в федеральной сети с этим согласен.
Кузнецов из Samsung говорит, что в нынешней ситуации его компания вынуждена бороться с демпингом — сети назначают низкие цены, чтобы побыстрее расплатиться по кредитам. Он надеется, что в 2008 г. продажи вырастут благодаря новым технологиям, например мобильному телевидению или появлению моделей с двумя sim-картами.
Напомним, что ранее ГАЗЕТА. СПб сообщала, что еще в декабре, в самый активный, с точки зрения продавцов сезон, у всех сетей салонов связи Петербурга отмечался значительный рост продаж: от 48% у «Евросети» до 90,7% у «Связного». Тогда же выяснился и абсолютный лидер продаж, простой бюджетный телефон с минимальным набором функций — Nokia 1110i стоимостью около 1600 руб.
Дорогие телефоны, класса «бизнес» и «элита» так же пользовались спросом — многие покупали подобные «игрушки» в качестве новогоднего подарка близким и родным. Так, в «Цифрограде» доля телефонов ценой менее 4500 руб. упала с ноябрьских 55% до 49%, доля телефонов ценового диапазона 4500–9000 выросла на 5% с 34% до 39%, а продажи телефонов свыше 9000 руб. выросли на 1%.
В «Связном» несколько иная картина: продажи телефонов ценой менее $130 упали с 42% до 37%. Также упали доли продаж телефонов ценой $130-$300 — с 33% до 27%. При этом вырос сбыт телефонов ценой от $300 (с 26% до 34%).Доля проданных телефонов сегментов $400-$500 и $500-$600 упала менее чем на 1%, а доля телефонов ценой от $600 и выше выросла почти в два раза — с 0,71% до 1,39%.