Картины Баранова-Россине выставлены в Русском музее (фото)

В его работах последовательно сменялся интерес к художественным приемам сезаннизма, кубизма, орфизма, абстракционизма, сюрреализма. Экспозиция включает в себя произведения из собрания Русского музея и Третьяковской Галереи и из частных коллекций Франции и Великобритании, сообщает сайт Русского музея.

Человеком Баранов-Россине был интереснейшим, пишет «Коммерсант». Родившийся в Крыму и окончивший художественное училище в Одессе, он приехал в 1908 году в Петербург поступать в Академию художеств и поступил, но отучился всего год и бросил. После этого молодой художник-расстрига принял участие в первых выставках русского авангарда — «Стефанос» в Москве в 1907 году и «Звено» в Киеве в 1908 году — и отправился… конечно же, в Париж. Неисправимый идеалист и романтик, он взял себе для парижской жизни псевдоним Даниэль Россине — фамилию молодой человек придумал в честь Росинанта, коня Дон Кихота.

Картины Баранова-Россине выставлены в Русском музее (фото)  Картины Баранова-Россине выставлены в Русском музее (фото)
           Стул со свечой. 1910.                    Ритм. 1913. Полихромная скульптура

В те дни трудно было приехать в Париж и остаться в стороне от водоворота художественной жизни. Россине жил в «Улье», знаменитом доме художников, вместе с Шагалом и Сутиным, общался с Модильяни и Леже, выставлялся в парижских салонах. И непрерывно учился у друзей и соседей. Там он окончательно сформировался как художник — а художник он был такой, что впитывал как губка все разнообразие художественных мод и направлений своего времени. Футуризм, кубизм, постимпрессионизм, позднее абстракция — все смешано в его работах. Не художник, а энциклопедия течений и стилей. Пересидев войну в Норвегии, в 1917 году Баранов-Россине вернулся в Петроград. У него было звериное чутье на «горячие точки», где меняется мир и бурлит новое искусство. В России он, так же как раньше в парижский модернизм, очертя голову бросился в авангард. В упраздненной Академии художеств открыл мастерскую, а переехав в Москву, стал профессором знаменитого ВХУТЕМАСа.

На фоне непримиримых бунтарей авангарда вроде Малевича и Татлина живопись Баранова-Россине тех лет смотрится довольно спокойно. Но занятия его спокойными не назвать. Он разрабатывает теорию светомузыкального кинетизма, сиречь взаимосвязи цвета, света и звука. Он мечтает о том, чтобы слить музыку и живопись в единое целостное искусство. Наконец, он воплощает эту мечту: изобретает и строит аппарат оптофон, где каждому звуку соответствует свой цвет, и, нажимая на клавиши этой странной машины, похожей на пианино, художник-музыкант не только заставляет звучать музыку, но и создает на экране многоцветные беспредметные картины, которые меняются в зависимости от мелодии. Баранов-Россине долго совершенствовал оптофон, в середине 1920-х запатентовал его и, снова переехав в Париж в 1925 году, как только русский авангард стал подходить к концу, много выступал, давая концерты «цветовой музыки».

Картины Баранова-Россине выставлены в Русском музее (фото) Картины Баранова-Россине выставлены в Русском музее (фото)
            Материнство. 1910.                           Автопортрет. 1907-1908.

Не оставлял он и живопись, увлекался скульптурой — его скульптуры, выполненные в модном в те времена жанре геометрического ассамбляжа, тоже неотделимы от столь любимой художником идеи синтеза изобразительного искусства и музыки. Так, плечом к плечу с ХХ веком, иногда забегая вперед, иногда на полшага в сторону, Баранов-Россине прошагал до конца 1930-х. К Франции подступали немцы, художнику предлагали уехать. И тут чутье впервые подвело его. Он ответил, что любит Париж и не покинет Францию.

В Париже он оставался до 1943 года, был арестован гестапо. Через год Баранов-Россине умер в концлагере Освенцим. Несмотря на то что работ Баранова-Россине довольно много в коллекциях российских музеев, настолько полно, как на выставке в Русском, художник еще не был представлен в России. Здесь работы из собраний ГРМ, Третьяковки, из французских, британских и, конечно, российских частных коллекций — практически отовсюду, где художник успел оставить частичку своей беспокойной жизни.

Биография авангардиста Баранова — чередование авторитетов, чьей опекой он в разное время пользовался: «период Бурлюков», «период Делоне», «период Штеренберга» — при Бурлюках Баранов делал кубофутуризм, при Делоне орфизм — и не случился у него «период Кандинского», хоть и мог; сразу удачно пошел «период Делоне», пишет «Афиша».

Картины Баранова-Россине выставлены в Русском музее (фото)  Картины Баранова-Россине выставлены в Русском музее (фото)
  Кубистский автопортрет. 1915.               Портрет посла. Начало 1910-х.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Петербуржцы выгодно пополняют и приобретают транспортные карты с СБП

Петербуржцы выгодно пополняют и приобретают транспортные карты с СБПНовости
Жители Петербурга получили выгоду в 4,5 млн рублей при покупке и пополнении проездных билетов через Систему быстрых платежей. О такой сумме сообщила пресс-служба Национальной системы платежных карт. Это стало возможно благодаря предложению СБП. До конца года действует акция: при покупке или пополнении проездных билетов через Систему быстрых платежей (СБП) на...
Подробнее

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech Champ

Шесть петербуржцев и ленинградцев заняли пьедестал всероссийского чемпионата по программированию True Tech ChampНовости
Сразу шесть участников из Петербурга и Ленинградской области заняли пьедестал всероссийского чемпионата по алгоритмическому и робототехническому программированию True Tech Champ  цифровой экосистемы МТС в этом году. Второе место в первом треке занял ученик Президентского физико-математического лицея №239 Владимир Звездин, а во втором две петербургских команды «Котята и роботы» и «Микро-мыши»...
Подробнее