Музей сновидений Фрейда представляет выставку «Ловушки для снов»

Иногда продолжающаяся, иногда уже оборвавшаяся, метафорой которой стал телефонный номер. А его метафорой, в свою очередь, стали провода и веревки. Из них плетет свои «Ловушки для снов» москвичка Лиза Морозова, пишет «Коммерсант».

«Ловушки для снов», которые делает Морозова, сами по себе — попытки самоанализа художницы. Записи будоражащих ее личных историй, отчеты об отношениях с внешним миром и его обитателями. То есть это именно то, из чего вырос и на чем зиждется Музей сновидений Фрейда: стык или сплав психоанализа и искусства, искусство как одновременно симптом болезни и ее лечение. Художник как сам себе пациент и сам себе психотерапевт. Лиза Морозова представила несколько маленьких историй, написанных, как смеется она сама, «душераздирающей женской прозой». Все эти истории — по паре абзацев, в которых она рассказывает о людях, что были ей близки, занимали место в ее жизни: родственники, друзья, любовники, учителя.

Для каждой из историй (или для каждого из людей) она делает по объекту-«ловушке», собранной из вещичек, хранящих тень именно этого человека. Точнее, «абонента», как называет их художница: персонажи выставки — не люди, а номера телефонов, отсюда и второе название проекта. «УМТТН» — аббревиатура мандельштамовского «У меня телефонов твоих номера».

Узлы-цифры, завязанные на витом телефонном шнуре, с которого свисает старая, еще довоенная елочная игрушка — это посвящение бабушке, умершей в девяносто с хвостиком. В 1937 году она вышла погулять с ребенком, а когда вернулась домой, двери квартиры были опечатаны, и идти ей было некуда — все друзья и соседи отвернулись от нее, как от прокаженной. Узлы на электропроводе и синий надувной шарик — поклон Юрию Соболеву, арт-гуру, создавшему в 1990-х школу перформанса «Запасной выход» (у него училась Лиза Морозова): в память о том, как все ученики Соболева просыпались ни свет ни заря и бежали делать очередное упражнение в перформансе — запускать воздушные шарики. Узлы на блестящей цепочке для ключей, с подвешенным на них ярким трикотажным комком, который при ближайшем рассмотрении оказывается разноцветным, но мужским носком — для друга-художника, уехавшего в Штаты, потом вернувшегося, но так и не прижившегося на родине.

В общем, понятно, что все это об очень личном. Непонятно одно. То ли Морозова выставляет свои объекты-оммажи как воплощение воспоминаний, которыми дорожит и которые ценит. То ли — как болезненные симптомы личной драмы, от которых хочет избавиться. Но эта непонятность — главная смысловая коллизия ее проекта, источник энергии. Суховатая лирика «ловушек для снов» Морозовой — наглядное воплощение работы психолога средствами искусства. И они действительно очень похожи (по крайней мере по внешнему виду, хотя художница утверждает, что и по действию) на знаменитые индейские «дримкетчеры» — «ловушки для сновидений»: такие же круглые, такие же плоские, с такими же спрятанными снами внутри.

Музей сновидений Фрейда представляет выставку "Ловушки для снов"Музей сновидений Фрейда
Большой проспект П.С., 18 А
380 76 50

СПРАВКА: Лиза Морозова (1973 г.р.) — не только известный художник, участник Венецианской биеннале 2005 (в составе группы ESCAPE), Пражской биеннале (2003), Первой и Второй Московских биеннале, автор многочисленных (около 120) выставок в 17 странах мира, но и профессиональный психотерапевт, кандидат наук, доцент Института аналитической психологии и Психоанализа (Москва), работающая в оригинальной авторском формате «перформанс-арт-терапия», пишет сайт музея сновидений Фрейда.

Сновидения для автора — постоянный и привычный материал одновременно для художественного и психологического исследования. Данная выставка посвящена исследованию феномена памяти через ее визуализацию в форме узелка. Узелок привлек внимание автора как своеобразная форма, являющая единство памяти и смысла, укорененные в культуре в качестве особой практики. «Узелковое» искусство подобно ловушкам для снов, которые индейцы вешали над кроватью для защиты от плохих снов и темных сил — это сплетенные силки для странных и непонятных смыслов из ностальгического прошлого художницы, призраков бессознательного. Объекты, созданные из обручей и детских скакалок, на которых завязаны многочисленные узлы, чем-то напоминают эти известные индейские сувениры. Они концентрируют, конденсируют и ловят воспоминания, материализуя ныне не действующие, но дорогие сердцу автора телефонные номера значимых людей ( таинственная аббревиатура в названии, как выяснилась, расшифровывается известной строчкой из Мандельштама «У меня телефонов твоих номера»). Частью выставки также являются фотографии-артефакты перформанса «Узловые моменты» (2007) в ходе которого Лиза завязывала узлы на вареных макаронах напоминающие магические знаки, которые автор называет своей «персональной графикой».

В рамках выставки будут также показаны работы участников перформанс-арт терапевтической студии и пройдет их обсуждение.

ПОДЕЛИТЬСЯ:

Петербургских школьников обучат основам профессий, связанных с архитектурой

Петербургских школьников обучат основам профессий, связанных с архитектуройНовости
Соответствующий курс запустили «Главстрой Санкт-Петербург» и Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет на базе школы № 142 Выборгского района. Его могут посещать учащиеся 7–10 классов. Занятия учебной программы «Архитектурно-строительные горизонты: путь к профессии» будут проходить в течение осени по средам. В формате воркшопа, проектной работы и лекций школьники на несколько академических часов...
Подробнее

«Главстрой Санкт-Петербург» построит образовательный кластер в Петербурге

«Главстрой Санкт-Петербург» построит образовательный кластер в ПетербургеНовости
В него войдут три современные школы с бассейнами в жилом комплексе «Северная долина». Образовательные учреждения будут введены поэтапно до конца 2025 года и войдут в единый образовательный кластер с построенной ГБОУ школа №142. В настоящее время в зданиях ведутся активные строительные работы. В учебном заведении на 550 мест строители завершили...
Подробнее