На нынешнем фестивале, «Петербург-концерт» сполна сохранивший и развивающий традиции великой русской школы чтецкого мастерства и по праву гордящийся своими мастерами художественного слова, представит созданные ими моноспектакли, пишет www.aktivist.ru.
«Монокль» – международный фестиваль моноспектаклей, с 2005 года входит в Международную Ассоциацию фестивалей моноспектаклей и лабораторий театра одного актера, сообщает www.petroconcert.spb.ru.
Проводится с 1997 г., один раз в два года, в феврале-марте (организаторы оставляют за собой право изменять сроки проведения фестиваля). Служит популяризации жанра моноспектакля, развитию новых форм актерского искусства и драматургии.
За годы существования фестиваля его участниками становились представители Беларуси, Бельгии, Болгарии, Грузии, Италии, Латвии, Литвы, Нидерландов, Норвегии, Польши, России, Финляндии, Хорватии, Швеции, Югославии, Эстонии.
Фестиваль включает в себя два тура – петербургский и международный.
В петербургском туре принимают участие петербургские артисты, в международном – зарубежные артисты, артисты из других городов России, а также не более 3-х победителей петербургского тура, которых выявляет жюри петербургского тура фестиваля. В течение международного (главного) тура также работает жюри, называющее спектакли-победители в следующих номинациях: Первая, Вторая и Третья премии. Актеры, занятые в спектаклях-победителях, награждаются памятными подарками и дипломами. В состав жюри входят ведущие российские и зарубежные театральные критики, актеры, режиссеры, руководители театров и международных театральных фестивалей.
В фестивале традиционно принимает участие почетный гость – один из ведущих актеров российского или зарубежного театра, успешно работающий в жанре моноспектакля.
Спектакли, включенные в программу петербургского тура, демонстрируются на сценических площадках Театра-фестиваля «Балтийский дом» либо на площадках других петербургских театров. В случае необходимости Театр-фестиваль «Балтийский дом» предоставляет техническое обслуживание спектаклей (работа постановочной части).
Спектакли, включенные в программу международного тура, демонстрируются на сценических площадках Театра-фестиваля «Балтийский дом». В случае необходимости Театр-фестиваль “Балтийский дом” предоставляет техническое обслуживание спектаклей (работа постановочной части). Организаторы фестиваля оплачивают участникам международного тура: проживание в гостинице, питание (завтрак в гостинице, обед в театре). Участники международного тура прибывают в Петербург в день, предшествующий спектаклю, и отбывают на следующее утро.
Время для сценической репетиции предоставляется участникам обоих туров в день спектакля.
К участию в фестивале допускаются профессиональные актеры, студенты театральных вузов, подготовившие самостоятельные работы либо спектакли, принятые в репертуар театров. Отбор участников производит Экспертный совет, в состав которого входят представители Дирекции фестиваля и независимые эксперты – театральные критики, актеры и режиссеры. Отбор производится на основе просмотра видеозаписей спектаклей либо непосредственного просмотра спектакля членами Экспертного совета на сцене театра, предлагающего спектакль для участия в фестивале.
Моноспектакль — явление на удивление популярное. До сих пор никто не может с уверенностью сказать, где граница между чтецкой программой и моноспектаклем, но, собственно, границу эту провести не очень-то и стараются. Основной критерий моноспектакля один: у него должен быть один исполнитель, один человек, беседующий с публикой, один, ведущий за собою действие, один, рассказывающий о чьей-то судьбе.
По большому счету, моноспектакль едва ли не последнее прибежище артиста в эпоху засилия режиссуры. Только в моноспектакле человек может говорить о том, что волнует именно его, что кажется нужным и интересным ему, а не постановщику и всему большому коллективу. Потому-то моноспектакли обычно делаются единомышленниками и в залах своих собирают определенную публику — ту, которая настроена с актером на одну волну. У мастеров, давно работающих в этом направлении, есть свой зритель. Кто-то ходит «на Игоря Волкова», кто-то «на Александра Баргмана», кто-то «на Игоря Копылова», кто-то «на Леонида Мозгового», огромной популярностью пользовались моноспектакли живущего ныне в Германии Алексея Девотченко. И ведь что интересно — в моноспектакль уходят далеко не всегда невостребованные актеры.
Фестиваль «Монокль» собирает преимущественно драматических актеров, но литературная основа спектакля не имеет здесь решающего значения. Кто-то играет Шекспира, кто-то Милна, а кто-то собственные вариации на темы великих. Сверхпопулярный сегодня в театральном мире Евгений Гришковец, лауреат «Золотой маски» и «Антибукера» одновременно (начавший, кстати, свой триумфальный путь с фестиваля «Монокль-99»), вообще строит спектакли на историях из своей жизни и имеет феноменальный успех. Главное в моноспектакле — исповедальность. То есть то, зачем артист и выходит на сцену. В формотворческой режиссуре он редко может выразить накопленное и наболевшее, посмотреть зрителю в глаза, попытаться пооткровенничать и поискать в зале единомышленников. Поэтому артист старается найти себе хороший материал, потом выходит на малую сцену и рассказывает сотне собравшихся в зале ту историю, какую хочет он сам, и так, как ему кажется правильным, — о Гамлете ли, об Онегине ли, о Понтии ли Пилате.
«Петербург-концерт» в Доме Кочневой»
Наб. р. Фонтанки, 41
ПРОГРАММА ФЕСТИВАЛЯ:
26 марта
А. Н. Островский
«ВАСИЛИСА МЕЛЕНТЬЕВА»
Монопредставление
Исп.: Анна Фомичева
Режиссер Юрий Васильев;
27 марта
М.А.Булгаков
«ПЯТЫЙ ПРОКУРАТОР ИУДЕИ»
(главы из романа «Мастер и Маргарита»)
Исп.: Василий Соловьев-Седой
Режиссер Владимир Семионичев
Театровед Анна Кислова;
29 марта
«ПЯТЬ РАССКАЗОВ ШУКШИНА»
Камерный спектакль в 1 действии
В спектакле звучат рассказы В.М.Шукшина:
«Волки», «Как помирал старик»,
«Суд», «Жена мужа в Париж провожала…»,
«Дядя Ермолай»
Постановка Борис Фурнэ
Исполнитель Владимир Борисов
Партия баяна Анатолий Родников;
30 марта
«МЕДЕЯ И ЕЕ ДЕТИ»
Моноспектакль
по одноименному роману
Л.Улицкой
Исп.: Дипломант пушкинского конкурса чтецов
Ольга Исаковская
В спектакле принимает участие
Алексей Корольчук
Режиссер Надежда Быкова
Автор композиции
Заслуженный артист России
Георгий Корольчук;
31 марта
Лев Толстой
«АННА КАРЕНИНА»
Исп.: Наталья Оржевская
Режиссер — Ирина Панина
Музыка — Альфред Шнитке