По словам специалиста компании Advanced Research Виктории Труханович, уже в 2004 году рост рынка коктейлей начал замедляться. В 2005-2006 годах темпы роста продаж не превышали 10% — невысокий показатель для молодого рынка. Сейчас рынок встает на ноги после прошлогоднего падения, вызванного акцизным кризисом, но все равно не так быстро, как хотелось бы производителям. Причин тому несколько.
Как сообщает журнал «Деньги», по мнению экспертов, коктейли, хоть они в массе своей немногим крепче пива, нельзя рекламировать по ТВ, и производителям пива и коктейлей на основе солода это дает серьезные преимущества.
Кроме того, оказывает влияние на покупательских спрос и сама система продаж подобных напитков. С исчезновением ларьков и торговых палаток продажи слабоалкогольных коктейлей существенно снизились.
Коктейли — для молодежи
По данным опроса Vektor Market Research, 71% потребителей покупают коктейли в палатках и ларьках. «Потребление баночных коктейлей — мобильное потребление, люди привыкли пить их возле метро, на автобусных остановках,— подтверждает директор по маркетингу компании «ОСТ-Аква» Александр Анфиногенов.— А места продажи коктейлей сейчас существенно меняются, остается все меньше уличных торговых точек, где можно приобрести алкоголь. При этом я не помню случаев, чтобы коктейли хорошо продавались в супермаркетах». А в Петербурге административная зачистка городских территорий от объектов мелкорозничной торговли ведется с 2004 года: в течение двух лет были введены запреты на размещение киосков, ларьков и павильонов вблизи автобусных остановок и станций метро. Что касается популярности — то основными потребителями подобных алкогольных напитков являются молодежь 18-25 лет.
В начале 2007-го коктейльный бизнес постигла напасть еще более суровая — введение единой ставки акцизов на спиртосодержащую продукцию. Так, если плижайший конкурент слабоалкогольного коктейля — пиво облагается акцизом всего в 2,4 рубля, а производители девятиградусных коктейлей платят за литр своих напитков 10 руб. Еще один нюанс: коктейли продаются по специальной лицензии только там, где продается остальной алкоголь. В результате и цены на такие «напитки» поднялись более чем в полтора раза,а спрос резко упал. На солодовые такие правила не распространяются, поэтому пивные коктейли значительно более доступны.
Россиян пугают ароматизаторы и консерванты
Но все же основной причиной, по мнению специалистов, непопулярность подобных коктелей у населения связана с увлечением здоровым образом жизни: «Так как основными компонентами слабоалкогольных коктейлей являются спирт, вода и химические ароматизаторы (реже натуральные), у большинства потребителей они ассоциируются с продукцией, наносящей вред их здоровью. В Москве и Санкт-Петербурге, по данным последних исследований, данная категория алкоголя занимает одну из последних позиций в рейтинге потребительских предпочтений».
Не «прижились» на российском рынке и западные бренды Bacardi Breezer и Smirnoff Ice, производство которых пытались наладить в Петербурге. «Производители подошли к российскому рынку с точки зрения западного потребления. В Англии в 60% случаев люди пьют коктейли в барах, у нас же рынок преимущественно магазинный. Россияне предпочитают коктейли в банках, и бутылки у нас не пошли», комментируют эксперты.
Упреки в том, что коктейли в отличие от качественного крепкого алкоголя содержат искусственные консерванты, производители не воспринимают всерьез. По мению производителей, консерванты, ароматизаторы и пищевые красители сейчас используются практически в любой магазинной пище — в жвачках, йогуртах, консервах. Все консерванты делятся на три вида. Натуральные консерванты получаются из фруктов, овощей, ягод. Консерванты, идентичные натуральным, могут быть сделаны из нефти, но по формуле и по своим свойствам они будут совершенно неотличимы от натуральных. А вот у синтетических консервантов формула вообще другая, они лишь по свойствам приближены к натуральным.
Впрочем, правы производители лишь в одном — что если потребителям станут недоступны слабоалкогольные коктейли, вино или пиво, они перейдут на водку и будут мешать ее с каким — либо дешевым соком. А доля контрафактной водки в России велика.
СПРАВКА: В Россию баночные коктейли стали завозить в начале 90-х из Европы, чаще всего из Польши. Некоторые компании, которые изначально занимались импортом и продвижением товаров в России, затем переросли в боттлеров (как это случилось и с крупнейшим игроком — компанией «Хэппилэнд»). Пионером выпуска слабоалкогольных коктейлей в России стала в 1995 году петербургская компания Bravo International. Повальное увлечение этими напитками началось в начале нового века. По данным Национальной алкогольной ассоциации, в 2002 году рынок САК вырос почти на 40%, в 2003-м — еще на 37,5%. Тогда же в магазинах было представлено полное коктейльное разнообразие — до 600 разновидностей.