Как сообщает газета «Коммерсант», появление на первом этаже кафе, музыкального клуба, продуктового магазина может подкорректировать цену соседних жилых помещений на 10-15%.
На фоне дефицита помещений для организации так называемого стрит-ритейла в Петербурге остается острой проблемой — в центре на основных магистралях все первые этажи зданий уже разобраны под магазины, рестораны, кафе и офисы. Еще сложнее найти помещение для организации магазина «шаговой доступности» или заведения общепита в спальных районах.
Магазин внизу — повод насторожиться
После войны, объявленной городскими властями ларькам, спрос на последние возрос еще больше, в то время как процесс перевода жилых помещений в нежилые по-прежнему требует серьезных временных и материальных затрат. Тем не менее, новые ресурсы на рынок поступают — и теперь уже и в спальных районах большинство квартир, выходящих на оживленные улицы, переоборудуются под коммерческую недвижимость. Впрочем, для жильцов, находящихся над переоборудованным помещением, такая трансформация может стать неприятным сюрпризом. Плохо оборудованная вентиляция в новом кафе, неправильно хранящиеся в магазине продукты (что способствует размножению грызунов), появление музыкального клуба, где до утра играет музыка, могут серьезно подкорректировать стоимость соседних квартир.
Подальше от крыс и тараканов
По словам Людмилы Рева, директора департамента брокерских услуг компании ASTERA St. Petersburg, наличие ресторана или продовольственного магазина на первом этаже жилого дома действительно влияет на стоимость жилья на следующем (как правило, втором) этаже с тенденцией к снижению. «При этом квартиры могут выставляться на продажу по стандартной цене — однако на практике продажа не осуществляется, и в ходе экспозиции объекта происходит торг со снижением цены на 15-20 процентов», — отмечает она.
На стоимость жилья может оказать влияние и близкое соседство с крысами и тараканами. Причем, как правило, при переводе первого этажа в нежилой фонд, второй этаж, по фактическим рыночным ценам, начинает терять в стоимости.
Заместитель директора АН «Бекар» Николай Лавров также согласен, что наличие под квартирой ресторана действительно может снижать ее стоимость. «Здесь играет роль еще и то, какой ресторан находится под квартирой: если это элитный ресторан с хорошей системой вентиляции, кухней по всем санитарным нормам и звукоизоляцией, то такой ресторан не будет минусом. Если же это чебуречная какая-нибудь, где будет громкая музыка, шум, грязь, крысы и т. д., то квартира над таким общепитом, естественно, менее востребована и, соответственно, стоит дешевле. Чтобы продать такую квартиру, потребуется снизить ее цену процентов на пятнадцать», — пояснил он.