Большая Морская сто лет назад была, пожалуй, самой фешенебельной улицей Петербурга — недаром «в народе» ее называли Бриллиантовой. Именно здесь открывались представительства самых крупных банков, самых могущественных торговых домов, самых дорогих ювелирных салонов.
Именно здесь строились самые роскошные особняки и появлялись передовые технические новшества: в 1835-м году — первые газовые фонари, в 1884-м — электрическое освещение, чуть позже – первые в городе электрические часы, в 1904-м — Центральная телефонная станция. Об этих временах лучше всего расскажут здания, построенные на Большой Морской: все как одно фешенебельные и величественные.
— Здание Азовско-Донского банка (Большая Морская ул., 3-5)
Массивное серое здание в начале улицы, рядом с аркой Главного штаба, было построено для Азовско-Донского коммерческого банка.
Основанный в далекой провинции, в Таганроге, к началу XX века этот банк уже входил в пятерку крупнейших банков страны. Это объясняет и расположение главного офиса (почти на Дворцовой), и выбор архитектора — им стал Федор Лидваль, один из самых востребованных на тот момент зодчих Петербурга.
Фасад архитектор украсил ионическими колоннами, пилястрами и скульптурными элементами, а внутри находились гигантский двухсветный операционный зал и подвал с 300 сейфами, кладовой и архивом.
Остальные этажи были отданы под залы заседаний, кабинеты членов правления, приемные, столовую с кухней и бухгалтерию на 120 человек (интересно, что в банке были спроектированы мужские уборные на всех этажах и только одна женская на все здание – прекрасная иллюстрация гендерного состава банковских служащих).
Интересно, что уже после постройки здания на Большой Морской, 5 банк приобрел соседнее, дом №3 — пришлось Лидвалю объединять оба здания в законченную композицию.
— Дом Фаберже (Большая Морская ул., 24)
Один из самых красивых и необычных домов на Большой Морской был построен по заказу легендарного Карла Фаберже. Место для постройки было выбрано не случайно: Большая Морская в те времена была настоящей выставкой достижений ювелирного искусства. Именно здесь находились представительства всех конкурентов Фаберже, да и сам ювелир много лет прожил на Морской (только в доме №16).
Здание должно было стать и магазином, и мастерской фирмы Фаберже. Автором проекта стал К. Шмидт, приходящийся Фаберже родственником. Главный фасад сочетал в себе черты стиля модерн и элементы англо-готического стиля.
Дом построили всего за два года, и в 1900-м на первом этаже открылся магазин золотых и бриллиантовых украшений (старинные дубовые прилавки сохранились до наших дней), а на остальных — современные ювелирные мастерские, собственная художественная студия, административные помещения и 15-комнатная квартира самого мастера. А сохранность ценностей обеспечивал уникальный сейф-лифт, специально сконструированный по заказу Фаберже.
— Государственный центр фотографии «Росфото» (Большая Морская ул., 35)
Одна из самых интересных фотогалерей Петербурга.
В экспозиции центра — как творчество известных мастеров, так и работы молодых талантливых фотохудожников; в коллекции Росфото более 10 тысяч единиц хранения, в том числе уникальные коллекции краеведческой и портретной фотографии конца позапрошлого века, которых нет больше нигде. Ежегодно в Росфото проходит до пятидесяти выставок на самые разные темы.
— Особняк Демидова (Большая Морская ул., 43)
Династия Демидовых в средствах была не ограничена, поэтому для перестройки купленного в 1836 году особняка Павел Николаевич Демидов нанял не кого-нибудь, а Огюста Монферрана — даром что тот был занят постройкой Исаакиевского собора.
Главным украшением особняка в стиле необарокко стали атланты и кариатиды у главного входа, а гордостью внутреннего убранства — Малахитовый зал, полностью облицованный малахитом из демидовских каменоломен. Малахит тогда считался материалом дорогим и сложным в обработке, так что отделка им целого зала считалась невиданной роскошью. Залы Зимнего дворца им облицевали, к слову, значительно позже.
— Музей Набокова (Большая Морская ул., 47)
В этом доме Набоков родился, вырос и жил вплоть до отъезда в эмиграцию; и именно его он описал в автобиографическом романе «Другие берега» (да и в других его романах нередко проскальзывает образ этого дома). Набоков называл его «единственным домом в мире» — еще и потому, что с момента эмиграции семья Набокова никогда больше не имела собственного жилья.
В 1998 году на первом этаже дома открылся единственный в мире музей Набокова. На тот момент в здании не осталось ни одного предмета, принадлежавшего семье писателя, но энтузиасты музея постарались восстановить интерьеры и собрать экспонаты буквально со всего мира. Так, сын писателя, Дмитрий Владимирович Набоков, передал в музей карандаши, рабочие карточки с рукописями, пенсне и игру «Скраббл», принадлежавшие писателю, и его сачок для ловли бабочек. Коллекцию бабочек Набокова, уникальную коллекцию первых изданий писателя с его автографами и его личные вещи подарили музею американские коллекционеры.
— ДК работников связи (Большая Морская ул., 58)
Величественное здание, выходящее фасадами и на Большую Морскую, и на набережную Мойки, заметно издалека. Правда, глядя сейчас на эту громадину с элементами конструктивизма, почти невозможно поверить, что сто лет назад оно выглядело совсем по-другому и было… церковью.
Тем не менее, это так. Здание было построено в 1864 году для немецкой реформаторской общины архитектором Гаральдом Боссе. Он создал несколько вариантов проекта, но в результате выбрал неороманский стиль и построил лаконичное, но величественное здание, увенчанное высокой башней с узкими окнами, с фасадами из красного кирпича без намека на штукатурку. Окна храма украшали витражи, а внутри размещался орган — один из лучших в городе.
Но, разумеется, в советское время Реформаторскую церковь закрыли, а здание хоть и не снесли, но порядком изуродовали. Так что теперь, сравнивая старые и новые фотографии, трудно даже поверить, что они имеют друг к другу какое-то отношение.
Хорошей прогулки!