На встрече министра с курсантами, студентами колледжей и спортшколы, которая прошла на базе ОМОН «Зубр» в Подмосковье, один из учеников спортшколы спросил Нургалиева: «Участились случаи нападения милиционеров на граждан. Не считаете ли вы, что надо забрать у милиционеров неприкосновенность?».
«Ты имеешь в виду, может ли гражданин дать сдачи, когда на него напал милиционер?», — цитирует Нургалиева РИА Новости.
После утвердительного ответа мальчика, министр сказал, что в случае нападения должна быть необходимая самооборона.
«Если этот гражданин не преступник, которого задерживают, и ничего не нарушил, во-вторых, если на него совершается нападение, то должна быть самооборона. Конечно же, здесь будет именно та ситуация, о которой мы говорим», — сказал Нургалиев.
«Мы здесь все равны, а гражданин — вдвойне, потому что в данной ситуации мы стоим на защите его прав и свобод. А если преступник в форме — его надо просто изолировать от общества», — сказал министр.
Статья 317 Уголовного кодекса России гласит, что «посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа… наказывается лишением свободы на срок от 12 до 20 лет либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью».
Если нападение совершил милиционер, «то это преступник в форме, которого надо изолировать и посадить», заявил глава МВД.
Всё не так
По мнению правозащитника Игоря Трунова, заявление Нургалиева «как юриста прозвучало, как минимум, некорректно».
Трунов сообщил, что самооборону в России сейчас регламентирует уголовное законодательство.
«При этом этот регламент самообороны сегодня отнюдь не в пользу гражданина», — сказал адвокат.
Он отметил, что статья 18 закона «О милиции» гласит: милиционер «находится при исполнении всегда и везде», — и напомнил содержание статьи 317 УК РФ.
«Таким образом, я считаю, что подобная реакция (дать сдачи милиционеру) на сегодняшний день опасная смертной казнью», — сказал юрист.
Зампред комитета Госдумы по безопасности Геннадий Гудков также не разделяет мнение главы МВД РФ о том, что гражданин имеет право дать отпор милиционеру, если тот необоснованно применяет к нему недозволенные методы воздействия.
«Я не разделяю точку зрения министра, и считаю, что обычный человек не имеет права дать отпор, физически противодействовать представителю органов власти даже в том случае, если милиционер ударит его или начнет избивать ногами», — сказал Гудков «Интерфаксу».
Всё не совсем так
В МВД России разъяснили, когда гражданин имеет право на самооборону от милиции.
В пресс-службе ведомства заявили, что речь идет о случаях, когда (цитата) «поведение сотрудника милиции выглядит неадекватным, если с его стороны звучат необоснованные угрозы и, тем более, если он применяет насилие». (конец цитаты).