Декабрь — один из самых доходных для владельцев магазинов месяц. Торговые сети делают в это время до 70% от своего годового оборота. Понятно, что для заманивания потенциальных покупателей используются все возможные приемы — сообщения об огромных скидках, акциях, подарках и лотереях. Не удивительно, что охваченные новогодним ажиотажем покупатели, скупают с прилавков буквально все, забывая, что после Нового года непроданные рождественские товары будут стоить в разы дешевле.
Конкуренция — один из факторов, заставляющих магазины снижать цены. Другой не менее важный фактор — снижение спроса на коллекцию в конце сезона. Компании вынуждены распродавать продукцию, чтобы она не залеживалась на складах, а была в обороте.
«Сезон заканчивается, а старую коллекцию нужно продавать, — объясняет генеральный директор ООО «Хипхопкутюр» Алла Сергеева. — Мы работаем 2 года и всегда делаем сезонные скидки, обычно подобные акции длятся у нас около 2 недель. Такие скидки рассчитаны на то, чтобы увеличить продажи, продать то, что мы не успели продать за сезон». Несмотря на то что прибыль с каждой проданной вещи меньше, чем в сезон (от 0 до 15%), увеличение оборота делает распродажу выгодной продавцу. Известно, что, например, во Франции магазины делают от 20 до 50% годового оборота во время распродаж, сообщало ранее dp.ru.
Как правило, наибольший ажиотаж перед новогодними праздниками наблюдается в магазинах подарков, и, как не странно, бытовой техники. Существует среди покупателей мнение, что бытовая техника, подобно тарифам ЖКХ, в новом году имеет тенденцию дорожать. Кроме того, продажам стиральных машин и холодильников способствуют и различные pr — акции и скидки.
Например, сеть «Телемакс» решила, что наиболее популярными новогодними подарками в этом году будут DVD-плееры, жидкокристаллические телевизоры и микроволновые печи. На эти товары в магазинах предоставляются декабрьские скидки от 30 до 50%. «Техношок» весь декабрь предлагает скидки до 50% на свои самые популярные товары. Будут скидки в магазине и в январе, но на какие группы товаров — пока держится в секрете, отмечает «Фонтанка.ру».
Городские автомобильные салоны решили сделать упор не на скидки, а на подарки своим покупателям. Самым актуальным презентом на Новый год для покупателей автомобилей владельцы салонов посчитали комплекты зимних шин. Шипованную «обувь» для железных коней дарят за покупку Skoda Octavia Tour и Skoda Fabia в «Пулково-авто», за Honda Accord в «Адамс Моторс», за Renault в «СТК» и Hyundai Tusson в «Автомире». Самые щедрые рождественские скидки можно обнаружить у дилеров Peugeot. «Автопремиум» предлагает взять 206 «хэтчбэк» с «уценкой» 23 тысячи рублей, а 307 — 33 тысячи рублей.
Впрочем, по словам некоторых петербуржцев, желающих приобрести автомобиль, они не торопятся сделать это до нового года. Понятно, что выгоднее приобрести авто будет через несколько недель, в январе, когда автосалонам придется спросить цену на железного коня на порядок, внезапно постаревшего на год под залпы новогоднего салюта.
Ювелирная Сеть «585» решила порадовать любителей драгоценностей 60-процентными скидками на украшения с бриллиантами, 30-процентными — на изделиями с другими драгоценными камнями и 20-процентными — на изделия без камней. А сеть «Алтын» решила на время ввести систему подарочных сертификатов. До 31 декабря, покупая в магазинах золото и серебро, можно выбрать дополнительный презент на сумму подарочной карты (от 500 до нескольких тысяч рублей, в зависимости от суммы покупки).
Сроки распродаж и уровень цен во многих странах регулируются законом. Например, в Италии даже существует штраф для торговцев, начавших распродажи раньше установленного срока, чтобы в отрасли не было недобросовестной конкуренции.
Европейские сезоны скидок прочно вошли в жизнь, в большинстве стран порядок их проведения регулируется на госуровне. Дважды в году, в январе-феврале и июне-июле, в Европе объявляются сезонные распродажи, когда по команде властей магазины отпускают цены, а покупатели пускаются во все тяжкие. И регулярно в эти дни звучат призывы officials к народу сохранять здравый смысл. К примеру, в официальном обращении властей Мадрида содержалась фраза «не терять головы и не покупать ненужных вещей».
Не стоит забывать, что скидки очень тонкий инструмент и, рассчитывая процент уценки, не стоит демпинговать и делать скидку слишком большой. Это может, с одной стороны, отпугнуть покупателей, с другой — сделать распродажу убыточной. Кроме того, не все товары требуют именно сезонной распродажи. Они актуальны только для быстро устаревающих товаров с высокой торговой наценкой, в основном это касается одежды и обуви. Продавцы электроники и бытовой техники, например, предпочитают другие методы стимулирования продаж. «У нас есть накопительная дисконтная система для постоянных клиентов, и накладывать на нее еще и сезонные скидки нет смысла, — рассказывает директор по маркетингу сети магазинов «Кей» Александр Хомяков. — У нас бывают отдельные акции, чаще всего в январе-феврале, но, как правило, на складе мы не держим столько залежавшегося товара, чтобы была необходимость его распродавать».
В книжных магазинах, как правило, распродаж не устраивают. Зато проводят различные акции. Вот и петербургский «Буквоед» решил не отставать от европейских тенденций – с 10 по 25 января здесь будут раздавать подарки: 500 книг, карандаши, ручки, подарочные сертификаты на сумму от 100 до 1500 рублей, скидки от 5 до 50 %.