Художник-керамист Юрий Осинин по дороге от дома до работы проходит 15 мостов, несколько лет назад он заметил, что на них стали заменять таблички, пишет «Фонтанка.ру».
– Сначала я думал, что это временные вывески — дешевые шрифты из Word, безликие железяки, – объяснил Осинин свою позицию – А потом понял, что это не так. Не замечать это сложно, тогда я решил хотя бы на том мосту, который ближе всех к моей мастерской, он называется Таракановский, установить нормальные таблички, правда не железные эмалированные, а керамические.
Фото: «Фонтанка.ру»
Первая эмалированная табличка с белыми буквами на синем фоне появилась на Каменном мосту через канал Грибоедова. В 1949 году по ее подобию были изготовлены вывески для остальных мостов в городе.
На подбор шрифтов, разработку эскиза, отлив формы и самой таблички ушло 2 недели и 13 тысяч рублей. Переодевшись в спецодежду, Юрий и его коллеги с легкостью сняли старую вывеску и приклеили на несколько слоев новую керамическую.
– Я не призываю везде вешать такие же керамические таблички, тем более что их наши коммунальщики разобьют неловким движением. И не собираюсь вешать сам такие же на другие мосты. Моя задача была показать контраст между тем, что они повесили сейчас, и тем, что было. В старых табличках были все составляющие: и материал, и выпуклая поверхность, и рамочка, и узнаваемый ленинградский шрифт. Одного взгляда на табличку было достаточно, чтобы понять, что вы в Питере, а не в Вологде.
Фото: «Фонтанка.ру»
На первый взгляд нелегальная табличка не отличается особо от других, изготовленных по ГОСТу. Только профессионал и наблюдательный поймет разницу в шрифте и обратит внимание на выпуклую форму вывески.
Одним из первых поддержал художника столичный блогер-урбанист Илья Варламов.
«Очень хорошая и добрая история из Питера о том, как человек не смог пройти мимо вредительства городских чиновников и взял всё в свои руки», – написал он в «Живом журнале».
Аккуратно высказались и в ГУП «Мостотрест», обслуживающем переправы. «На предприятии не против этой вывески, если автор ее согласует с городским архитектором. А его предложения о дизайне рассмотрят», – скупо сообщили в курирующем предприятие комитете по развитию транспортной инфраструктуры.
Фото: «Фонтанка.ру»
Журналисты позвонили в «Мостотрест», представившись жителем, желающим также заменить не понравившуюся табличку на Ново-Калинкином мосту (на вывеске, кстати, пропущен дефис).
– Таблички у нас не ужасные, – возмутился замдиректора предприятия Андрей Кочин. – И те, которые вешали в 40-е годы, так и висят до сих пор. Но у нас их воруют по 10 штук в день, и ваши керамические тоже уйдут на сувениры. Они не лучше и не хуже тех, что вешаем мы. Вопрос стоит не в этом, а в том, чтобы вывеска в принципе была.
По словам Кочина, раньше таблички для мостов делали на Ленинградском заводе эмалированной посуды, его сотрудники расписывали их вручную, якобы не существовало даже четкого регламента на этот счет. Потом завод закрылся, и теперь в рамках ремонта вывески заменяют на более современные, унифицированные, нарисованные на компьютере.
– Я могу повесить самостоятельно новую табличку?
– Если мы это заметим, то снимем и заменим на свою. Это ведь все надо согласовывать с КГА, КРТИ, а если в центре, то еще и с КГИОПом. Мы делаем все по чертежам. Ничего своего мы не имеем права делать, иначе нас оштрафуют, причем сразу миллиона на четыре. Так что сначала согласуйте со всеми, а потом вешайте. И, кстати, Ново Калинкин в документах пишется без дефиса.
Отметил необходимость единообразия мостовых вывесок и генеральный директор компании «Еврознак», изготавливающей дорожные обозначения, в том числе и по заказу «Мостотреста». «Согласно правилам, все мосты должны обозначаться единообразно. В норме прописаны и цвет, и шрифт. Это было и раньше, но, видимо, наши власти решили детальней исполнять закон. И теперь для центра мы изготавливаем именно такие таблички по требованию ГОСТа», – рассказал Карэн Арутюнянц.
Впрочем, несмотря на эти объяснения, исполнять требования нормы или что-то с кем-то согласовывать художник Юрий Осинин не намерен, и в ближайшее время все так же, облачившись в спецформу, повесит вывеску с другой стороны Таракановского моста.
Фото: «Фонтанка.ру»
– У меня нет умения общаться с чиновниками. Пускай они попытаются снять
мою табличку, она так приклеена, что не факт, что у них это еще и получится.
СПРАВКА:
Таракановский мост — мост через Обводный канал в створе улицы Циолковского Санкт-Петербурга. Название мост получил по речке Таракановке, соединявшей реки Фонтанку и Екатерингофку. В 1907—1908 гг. ее частично засыпали, и между набережными Фонтанки и Обводного канала образовалась улица, названная тогда Таракановской.
В 1933 году Таракановский мост представлял собой деревянную семипролётную пешеходную переправу. В то время это было единственное мостовое сооружение, имевшее дощатую гвоздевую ферму, составляющую его средний пролёт. Проект моста был разработан инженером М. И. Ждановым.
Существующий мост построен в 1975 году по проекту инженера А. Д. Гутцайта. Торшеры на мосту выполнены по проекту архитектора А. Б. Лебединской.