Вторник, 8 апреля 2025
$86.19 €94.77 ¥11.73
2.8 C
Санкт-Петербург

Павловск: пусть звучит музыка

Можно сказать: «Мы живем в мире символов – мир символов живет в нас». Когда речь заходит о знаменитых пригородах Петербурга, возникают характерные образы и символы: произносим Петергоф и сразу вспоминаем фонтаны, Царское Село – это Екатерининский дворец, Лицей, Пушкин. Но есть у Петербурга особое место, которое в течение почти столетия ассоциировалось с уникальной русской культурной традицией – музыкой. Это Павловск.

По случаю рождения внука

Еще Екатерина II облюбовала эти места для отдыха и охоты. Звуки охотничьих рожков были первой музыкой в здешних лесах. Позже на 362 десятинах леса, подаренных Павлу Петровичу матерью по случаю рождения наследника престола, был воздвигнут дворцово-парковый ансамбль, который прославился не только как резиденция для «малого» двора, но еще и как музыкальный центр России. Император Павел I с супругой каждое лето «имели пребывание» в своих павловских «домиках».

Их окружали придворные дамы и фрейлины, камергеры и камерюнкеры, известные в аристократическом кругу любители искусств – Е. Нелидова, В. Аксакова, П. Волконский, Ф Голицын А. Мусин-Пушкин и многие другие. Они часто устраивали творческие вечера, приглашая талантливых музыкантов, актеров, чтецов. В Большом дворце находилось несколько клавишных инструментов. Особое пристрастие царская семья испытывала к любительскому театру. Три «павловские» оперы были поставлены Д. Бортнянским, а текст одной из постановок написали Г. Чернышев и А. Мусин-Пушкин.

Грандиозным представлением, затеянным вдовствующей императрицей Марией Федоровной в Розовом павильоне, стал праздник по случаю возвращения из Франции «победоносных войск» Александра I. Торжество состоялось вечером 27 июля 1814 года. В нем приняли участие оперные певцы, хор Певческой капеллы, в числе приглашенных лицеистов Царского Села был пятнадцатилетний А.С. Пушкин.

Благодаря меценатским и просветительским традициям, заложенным супругой Павла I Императрицей Марией Федоровной, Павловск занимает важнейшую позицию в российской культуре. Именно благодаря Марии Федоровне, еще при ее жизни в литературных и музыкальных салонах Павловска собирался цвет русской культуры: В. Жуковский, Н. Карамзин, И. Дмитриев, А. Тургенев, А. Оленин, И. Крылов, Ю. Нелединский-Мелецкий, К. Батюшков, Г. Державин, Б. Вяземский. Здесь творили композиторы Бортнянский, Львов, Титов, Кавос, Антониони. После смерти Императрицы заложенные ею традиции не угасли, а напротив получили новое развитие. Особенно укрепилось это положение, начиная с середины XIX века, благодаря великой славе первой русской общедоступной народной филармонии, основой для которой стало устройство первой в России железной дороги – Царскосельской.

Для выгоды железной дороги

Из Петербурга в Царское Село и Павловск

Новый вид транспорта не сразу приобрел популярность. Для повышения привлекательности путешествия в «обозе» в 300 футов длины, управляемом «грозным исполином, дышащем пламенем, дымом и кипячими брызгами», был построен Павловский музыкальный вокзал. В то время он назывался «воксал».

Павловский вокзал не сразу стал ассоциироваться с музыкой. Сперва никто не предавал серьезного значения концертам. Функции оркестра ограничивались исполнением легких приятных композиций в обед и по вечерам. Многое изменилось, когда Правление Царскосельской дороги пригласило Й. Германа. Прусский скрипач, дирижер и композитор танцевальной музыки прибыл в Петербург в декабре 1838 года. Он сменил первого гастролирующего дирижера в Павловске – Йозефа Лабицкого. Корреспондент «Северной пчелы» отмечал: «На отъезд Лабицкого возвратился из Москвы Герман и уже с прошедшего воскресенья возобновил свои концерты». Дирижер давал концерты несколько сезонов подряд – до 1844 года.

С приходом Германа качество концертов изменилось: играла не только «садовая» музыка, но и серьезные произведения зарубежных и отечественных композиторов. В 1843 году в «Листке для светских людей» появилась статья Ольги П., где она писала: «… вот Герман возвестил, что по четвергам будут исполнять симфонии Бетховена и фуги Моцарта, и с тех пор в этот день съезжается в Павловск столько публики, что сад, отведенный для воксала, едва вмещает в себя плотную массу гуляющих. В один из последних четвергов по железной дороге приехало в Павловск до 3000 пассажиров».

Деятельность Германа в Павловском вокзале открыла новую эпоху в развлекательной «легкой» русской музыке. Перестав быть украшением великокняжеского двора, она вышла в сад, где ее могли слышать уже не десятки, а сотни людей. После отъезда Германа в «Санкт-Петербургских Ведомостях» в 1865 году вспоминал Иван Любич: «Петербург положительно отставал от Европы. Герман пополнил этот пробел, сделал ту великую реформу, благодаря которой ныне никакой город с Петербургом, насчет развития общественной деятельности летом поспорить не может. Герман, Герман – великое имя».

Время Иогана Штрауса

Заданную Германом традицию исполнения не только легкой, но и серьезной музыки продолжали и другие дирижеры. Даже блистательный Иоган Штраус, ставший для павловской публики Иваном Страусом, с удовольствием исполнял на своих концертах произведения И.С. Баха, Моцарта, Бетховена, Вагнера. Из произведений русских композиторов большое внимание Штраус уделял творчеству М.И. Глинки. Глинкинские вечера стали своего рода традицией в последние павловские сезоны Штрауса.

В Павловский музыкальный вокзал стекались все лучшие и популярные произведения и музыканты. Здесь исполнялись произведения не только любимого павловской публикой Глинки, но и Даргомыжского, Серова, Чайковского, Рубинштейна. По-прежнему слушателю предлагались и произведения известных немецких, итальянских и французских композиторов. Считалось недопустимым пропустить Павловские сезоны: «Не быть на открытии сезонов Павловска — все равно, что все лето без галстука проходить», — так писал обозреватель одной из столичных газет в 1909 г.

От симфонии до «Марсельезы»

Революция, прервавшая многие традиции, не помешала музыкальному развитию Павловска. 2 июня 1918 года сезон открылся «Марсельезой», которую оркестр под управлением Малько сыграл стоя; при первых звуках этой боевой песни-гимна, ставшей символом свободы обновленной революцией России, поднялись с мест и переполнявшие зал слушатели.

Новым руководством были разработаны репертуарные планы, намечены симфонические концерты, музыкальные вечера, камерные и сольные концерты. В 1919 году впервые было уделено серьезное значение детским музыкальным концертам. Так появились «Детские утра». Несмотря на отсутствие достаточного методического материала и репертуара, «Утра» имели большой успех. И вместо намеченных сначала двух в месяц их стали устраивать каждое воскресенье. Работа с детьми в области музыки, как и многие музыкальные традиции, также начиналась и развивалась на сцене Павловского музыкального вокзала.

До 1941 года в популярном пригороде Ленинграда регулярно устраивались концерты. Музыкальные сезоны удачно объединяли и произведения развлекательного жанра, и серьезную музыку. И только начало Великой Отечественной войны прервало блистательную историю Павловского музыкального вокзала. Здание было полностью уничтожено и до сих пор не восстановлено. Однако музыка осталась в парке. После войны здесь по-прежнему организовывались концерты. И в настоящее время в залах и павильонах всемирно известного дворцово-паркового ансамбля можно услышать музыку.

А история Павловского музыкального вокзала еще не закончена. Не раз поднимался вопрос о необходимости восстановления утраченного объекта. Ценность Павловского музыкального вокзала заключается не только в его функциональном значении как станционного сооружения, но прежде всего в формировании традиций музыкальной жизни, притяжении лучших исполнителей и композиторов, утверждении России центром мировой культуры. Возможно, в скором времени такой проект будет реализован. И тогда на возродившемся музыкальном вокзале в Павловске вновь зазвучит музыка.

Поделиться:

Читайте также

LEGENDA объявила о старте продаж жилья во 2 и 3 корпусах в масштабном проекте «Новая Земля» на Васильевском острове. Комплекс возводится на участке, ограниченном береговой линией Финского залива и проспектом Крузенштерна. Девелопер представляет на рынке уникальный продукт – квартиры, созданные с учетом принципов отельного проектирования. Этот идеологически новый подход компании сочетает функциональность с авторскими дизайн-приемами при проектировании. Всеволод Глазунов, директор по маркетингу LEGENDA, подчеркивает, что такой формат жилья становится все более популярным среди активных горожан, которые все больше времени проводят вне дома, отдавая предпочтение городскому досугу. Проект «Новая Земля» предполагает строительство 110 000 кв. м жилья, состоящего из 1887 функциональных сьютов. Они разделены на категории от Suite S до Suite XL, отличающиеся функциональным наполнением под запросы будущих жителей. В каждом...
В условиях современной экономики, где высокая конкуренция и необходимость снижения эксплуатационных затрат стоят на первом месте, выбор спецтехники становится важным фактором, определяющим успех бизнеса. Экскаваторы Lonking предлагают идеальные решения для различных строительных и земляных работ. Их высокие показатели производительности, надежности и экономичности делают эту технику оптимальным выбором для организаций, стремящихся к эффективности и минимизации затрат. 1. Преимущества экскаваторов Lonking: продуктивность и экономия Экскаваторы Lonking — это машины нового поколения, сочетающие в себе современные технологии и оптимизированные решения, обеспечивающие высокую производительность. Разработанные с акцентом на максимальную эффективность, они идеально подходят для различных строительных и земляных работ. Высокая производительность: Мощные двигатели и передовые гидравлические системы экскаваторов Lonking обеспечивают отличную производительность в самых разнообразных условиях. Технологические решения, используемые в этих машинах, позволяют достигать максимальной эффективности...

Популярное

Новости дня

По теме

Подпишись на наши соцсети

Сообщить новость

Отправьте свою новость в редакцию, расскажите о проблеме или подкиньте тему для публикации. Сюда же загружайте ваше видео и фото.

ИЛИ ПИШИТЕ